Молодых специалистов в своё время у нас куда только ни посылали. Как-то организация, в которой я работал, должна была получить квартиру в строящемся доме. Но за это она была обязана какое-то количество часов отработать на этом объекте. И хотя квартира мне тогда не светила, пару недель мне пришлось там повкалывать.
В основном, в паре со штатным строителем, плотником. Естественно, по теории — главным в нашей микро-группе должен был стать он, а я так… Подай, принеси. Но вот на практике всё вышло совсем по-другому. Ну, хотя бы потому, что, работая в паре с этим мужичком, я очень сильно выручал штатных строителей.
Плотник был фигурой запоминающейся. В самом прямом смысле этого слова. Визуально он запоминался. Сразу, с первого взгляда. Плотник был одноглазый. Вот такой советский пират-строитель. Правда, черной повязки на глазу у него не было. Но неподвижный стеклянный протез, что постоянно, а главное — не мигая, с серьезной долей подозрительности смотрит на тебя, прямо в твою мятущуюся после вчерашней дружеской попойки душу, и мысленно попрекает тебя последней стопкой: «Ну, вот зачем ты её? Мучайся, мучайся теперь сегодня!» Вот этот стеклянный глаз… Иногда он очень сильно раздражает. Просто из себя выводит!
Может, поэтому штатные как-то не очень любили работать с ним в паре. Мастер это прекрасно знал, поэтому в первый же день и прикрепил меня к нему в качестве помощника. А я догадывался о том, что мастер «знал». И время от времени, особо не наглея, этим пользовался. Ну, например, с его молчаливого согласия в пятницу рабочий день можно было закончить сразу после обеда.
В общем, закрепили меня за плотником и закрепили. Я тому даже и не брыкался. Во-первых, свой устав в чужом монастыре под нос ихней братии (а тем более, начальству!) не суют. А во-вторых… Несмотря на то что оба мы были молодые, я всё-таки был постарше его. Немного. Года на три-четыре. Но это сейчас 3−4 года — мелочь. А в молодости это — дистанция огромного размера. За три года можно не только училище закончить. Но и срочную отслужить, жениться. В общем, у меня было преимущество в жизненном опыте. Что, соответственно, при его формальном начальстве делало меня неформальным лидером нашей микро-группы.
И это, естественно, меня устраивало. Потому что давало ряд лидерских привилегий. Например, правильно и удобно распределять рабочее время и время отдыха: «Ну кто, дурик ты эдакий, работает после обеда?! А поспать? Вот мудрые испанцы… Про сиесту что, не слыхал? А между тем у дедушки Хэма… Как, ты и про дедушку ничего?! Темнота… Лета не знает!»
В общем, работали и отдыхали в рабочее время мы с ним душа в душу, на радость и нашему непосредственному начальству, и всему небольшому строительному коллективу. Но — конкретно о плотнике. И о том, как он работал.
Взять, к примеру, настилку черновых полов, чем мы, в основном, с ним и занимались на этом объекте. Для начала плотник набирал в левую ладонь (не глядя, быстро из принесенной мною «под руку» стандартной коробки) пригоршню половых гвоздей. А они большие — восьмидесятка, как минимум.
Тут же левая рука уходила чуть в сторону (к следующей половице), средний палец «выкатывал» из зажатого в левой ладони «бочонка» очередной гвоздь, короткий взмах правой рукой и… Очередной стойкий железный «солдатик» — по самую шляпку в предназначенном ему месте. Сам же плотник, перемещаясь чуть влево, снова отводит левую ладонь чуть в сторону — к очередной доске, и… Всё повторяется снова.
Минута, может, чуть больше, но за этот мизерный временной отрезок мы вдоль стены прошли все половицы. Шаг назад, не глядя, в левую ладонь из подтащенной мною коробки набирается новый гвоздевой «бочонок» и… И мы пошли в обратную сторону, вбивать в половые доски очередной ровненький (как под швейную машинку) ряд гвоздей.
Да и вообще, сравнение со швейной машинкой, на мой взгляд, более чем уместно. Потому что работал он именно как машинка. Быстро, на автомате, даже не глядя в сторону забиваемых гвоздей, и при этом разговаривая со мной о чем-то постороннем, не связанном с работой.
Не знаю, удалось ли мне передать хоть какую-то толику моих тогдашних впечатлений, но могу сказать одно: профессиональная работа, это тоже — очень красиво! Даже если ты досконально и не знаешь секретов той или иной специальности. А секреты мастерства, это уж я теперь точно знаю, есть в каждой профессии. Но о них — как-нибудь в другой раз.