Почему мигранты не уважают европейские ценности?

Реклама
Профессионал

Я, конечно, не претендую на исчерпывающий ответ на столь болезненный и непростой вопрос. Я хочу привести лишь одну зарисовку как повод для размышления. Причём подумать призываю отнюдь не мигрантов, а тех европейцев, которые путешествуют за пределами Европы.

Северная Африка. Марокко. Гора Тубкаль, высота 4173 м — наивысшая точка Высокого Атласа, расположена на территории одноимённого национального парка. Передвижение по тропам парка разрешено пешком или на вьючных животных. От расположенного на высоте около 1700 м селения Имлиль, к высокогорному приюту Муфлон, откуда начинается собственно подъем на Тубкаль и другие расположенные рядом вершины, проложена вьючная тропа. На её нижней половине устроены сувенирные лавки и маленькие кафешки, где можно подкрепиться крепким, необычайно сладким и придающим сил зелёным чаем с травами — основным напитком местных арабов-берберов.

Восхождение на вершину, а тем более прогулка по тропе до приюта, не требуют специальной подготовки и доступны практически любому. По этой причине поток движущихся по тропе неиссякаем. Слышна французская, английская, немецкая, русская речь. А кроме манящих видов на ожидающие вершины и панорамы змеящейся в долине реки, глаз цепляет обрамляющие тропу пустые бутылки из-под питьевой воды. Вот эти бутылки и навели меня на следующие грустные размышления: берберы бутилированную воду не пьют, а значит несут, а затем оставляют на тропе бутылки — европейцы.

Реклама

Помимо того, что вообще оставлять за собой мусор — неприлично, вдвойне неприлично делать это в гостях. Не говоря уже о том, что среди горовосходителей не принято мусорить в горах. И тем не менее представители европейской цивилизации это себе позволяют. И как после этого ждать, что остальной мир станет прислушиваться к идущим из Европы разговорам об охране окружающей среды, об устойчивом развитии, об уважении традиций страны, в которую приехали. Кто вообще всерьёз поверит, будто чистота на улицах, в садах и в парках — это в Европе ценность. И ценность ли это на самом деле, если она так легко попирается. Если донести практически невесомый кусок пластика до приюта, где есть организованные контейнеры для мусора — непосильный труд?

Реклама

Да и сами призывы к мигрантам об уважении традиций страны, в которую они приехали — кто будет всерьёз это всё воспринимать, если вот так, на глазах другой культуры, мы пренебрегаем теми ценностями, о которых трубим на весь мир? А то, что берберы и сами не слишком церемонятся и бросают если не бутылки, так иной мусор, и если не на тропе, то в посёлке точно — ни разу не оправдание.

И на известное и весьма популярное утверждение, что если в доме разбито хоть одно стекло, то вскорости будут разбиты и остальные у меня есть возражение. Я убеждена, что культура — это тот внутренний страж, который никогда не позволит бросить камень в стекло, даже если оно — последнее целое, и все остальные окна уже разбиты. Культура, если она есть, никогда не позволит выбросить окурок на асфальт, оставить бутылку на тропе. А если её нет, то что же мы просим уважать тех, кто в силу тех или иных причин бежит в Европу в поисках лучшей доли?

Реклама