Тогда мы жили в своём доме с большим огородом и садом и держали во дворе всякую живность, а по воскресеньям или по большим праздникам мама обязательно просила меня зарубить петушка или курочку, которая стала плохо нестись, для того чтобы вкусно накормить всю нашу семью и нас с моим младшим братом. Но чаще я всё-таки рубил молодого петушка, которых у нас к осени становилось чересчур много.
Честно сказать, мамину лапшу, приготовленную на бульоне из куриного мяса, я не очень любил, потому что куры и петушки у нас были жирные и бульон в лапше тоже всегда был жирный-прежирный. За столом, когда мы ели лапшу, взрослые всегда подсовывали нам с братишкой лучшие кусочки от курицы, которые мы с удовольствием съедали. А лапшу я почти никогда не ел, и мама на меня за это постоянно сердилась.
Зато я очень любил куриный суп из потрошков, который варил сам на другой день, когда приходил из школы, чтобы накормить себя, братишку, маму и бабушку с дедушкой, когда они вернутся с работы.
Дело в том, что куриные потроха моя мама никогда вместе с курицей или петушком не варила, чтобы не портить вкус лапши, так она нам всегда говорила. А какой замечательный, вкусный и ароматный получался из этих куриных потрошков суп! Просто класс!
Казалось бы, ну, что особенного в курином сердечке, печени, шейке и желудке? Но вкус от них был необыкновенный. Одно меня всегда смущало, что мой младший брат никогда куриную печень и сердечки не ел, хотя мама часто повторяла, что в них находятся самые полезные вещества. Он всегда любил поесть суп только с варёным куриным желудком, который я тоже любил. И честно признаюсь, мы иногда с ним даже из-за этого ссорились, о чём я сейчас горько сожалею, потому что моего брата нет в живых уже девять лет, а мама умерла вообще четырнадцать лет тому назад. Столько лет прошло, а я всё это очень хорошо помню…
Потом я стал городским жителем, а время тогда было не такое, как сейчас: трудности с мясом, с колбасой. Кур, больше похожих на голубей, иногда продавали в магазинах, да и то только по блату, а домашние на базаре стоили очень дорого. В те времена наши люди ничего не покупали, а «доставали», и это слово было у каждого на устах: «я достал кило буженины», «а я достал свежего мяса свиного», «а я достал югославские туфли».
Так мы жили, всё «доставали» и не жаловались, радуясь любым переменам в жизни, и по праздникам встречали гостей, как полагалось на Руси.
По утрам кур на наш центральный, самый большой, базар в городе привозили на продажу в основном сельские жители из окрестных кишлаков и посёлков, и только здесь всегда можно было купить и относительно дешёвые куриные потрошки. Их покупали в основном для заболевших детей или взрослых, находящихся в больнице. С лекарствами было туго, основными были пенициллин и стрептоцид (красный и белый), поэтому все врачи в один голос рекомендовали родственникам приносить больным это блюдо. В это время считалось, что куриный бульон — самая лучшая пища для выздоровления.
Правда, для того, чтобы куриные потрошки для этого бульона достать, нужно было рано-рано встать и на этот базар смотаться, чтобы застать их.
В России у нас были рынки, а там, где прошло моё детство, были большие, шумные базары, на которых продавали всё, начиная от огурца, сорванного утром прямо с грядки, кончая иголками и тканями для женских платьев. Вот туда, в основном на этот базар, я частенько спозаранку и направлялся за потрошками, когда наши дети заболевали и им был необходим куриный бульон.
Это сейчас в любом продовольственном магазине можно купить и голени, и крылья, и куриные грудки отдельно, и потрошки, а тогда, сорок лет назад, куры расходились влет и стоили баснословно дорого, раза в три дороже килограмма мяса. Поэтому нам приходилось довольствоваться в основном куриными потрошками из тех кур.
Наши маленькие сыновья тоже с удовольствием ели вареные потрошки, запивали их бульоном, а мы с женой смотрели на них и радовались, что нам удалось их купить и дети скорее станут здоровыми.
Если сейчас молодым рассказать об этом — не поверят, ведь сейчас в наших магазинах полно разного куриного, утиного, индюшачьего мяса, отдельно продаются желудки, печень и сердечки с крылышками, а тогда мы ели потрошки и радовались даже этому. Просто жили и радовались жизни.
Времена изменились, выросли дети, появились внуки. Я много ездил по нашей большой стране, побывал в разных местах и даже за границей, ел украинский борщ, узбекскую шурпу, казахский бешбармак, но ничего вкуснее этого моего любимого супа из потрошков так и не встретил.
Теперь, наши люди, конечно, стали жить лучше, их потребности в пище и одежде, как и мои, изменились, но те наши домашние супчики из куриных потрошков я до сих пор помню и очень люблю. Люблю и продолжаю петь им оду! Наверное, потому, что они были приготовлены мамиными руками…