Мой первый класс стал для мамы сущим адом. Впрочем, для меня тоже. Я была жутко неусидчивой: пыткой были и школьные уроки, и домашние задания. Глядя на свою бестолковую дочь, моя мама все время вздыхала: «А вот Миша — отличник!» Миша был моим одноклассником и сыном маминой коллеги, которая совершенно справедливо гордилась своим умным и прилежным сыном: «Вот Миша сказал, что будет отличником, и стал им!» «Мише никто не помогает с уроками, он все делает сам». Для мамы моя успеваемость была оскорблением, а Миша был как живой укор.
Он действительно был очень способным: обладал живым умом и потрясающей памятью, а также прилежанием, усидчивостью и честолюбием, что позволило ему окончить школу с серебряной медалью и без проблем поступить на бюджетное отделение Российского экономического университета им.
«Отсидев» положенные годы в аспирантуре, дождавшись исполнения 27 лет, Миша просто решил вопросы с армией, в коей служить не собирался. Диссертацию писать он тоже не собирался, так как наука ему была не нужна. В конце концов, Миша стал просто специалистом с высшим образованием, работником по найму, который трудится за зарплату. Кстати, ученую степень кандидата наук, как ни странно, получила я. Это так, к слову о школьной успеваемости.
Удивительно, но судьба всех известных мне отличников похожа на судьбу Миши. В лучшем случае они стали к 30−35 годам начальниками каких-нибудь отделов-подразделений, но в основном, с учетом их возраста и опыта работы, — просто ведущими специалистами. Это судьба мальчиков. Девочек же, вне зависимости от их успеваемости в школе, к общему социальному знаменателю привели замужество и материнство. Среди них обеспеченными в основном являются те, у кого мужья хорошо зарабатывают. И эти девочки не были отличницами в школе, и их предприимчивые мужья не могут похвастаться тем же.
Ведь что делает ребенка отличником? Иллюзия думать, что отличник — это интеллектуал. Совсем не обязательно. Достаточно усидчивости, прилежания и чувства ответственности. Именно поэтому из отличников получаются замечательные, трудолюбивые исполнители — рабочие лошади, на которых более предприимчивые и менее совестливые граждане зарабатывают деньги.
А что делает человека успешным, не обязательно богатым, но состоявшимся, даже знаменитым в какой-то сфере жизни?
Во-первых, нестандартное мышление — то, чем мало кто из отличников может похвастаться. Во-вторых, неиссякаемый, фанатичный интерес к чему-то одному, какая-то своя собственная идея «фикс», которая и заставляет человека трудиться, искать, размышлять, решать и создавать!
Например, весьма посредственными учениками по всем предметам были: Наполеон, Исаак Ньютон, Владимир Маяковский, Уинстон Черчилль, Билл Гейтс. Людвиг ван Бетховен всю жизнь писал с ошибками. Альберта Эйнштейна в наши дни, скорее всего, определили бы в коррекционную школу.
Однако пренебрежение этими именами системой школьного образования не стало препятствием для мирового признания их таланта. А ведь рядом с ними учились те, кем гордилась школа, кого будущим гениям ставили в пример. Как их звали, кто-нибудь знает?