В одном из княжеств, на окраине леса жила старушка со своей внучкой Олесей*. Удивительным человеком была та старушка: все тропы лесные знала, язык зверей понимала, с растениями разговаривала да людям помогала от болезней избавляться.
Олеся смышлёной и шустрой девчушкой росла, с малку по пятам за бабушкой ходила, всё вокруг примечала да запоминала. Жили они — не бедствовали: коз держали, огород сажали, дары лесные собирали.
Незаметно время пробежало, пошёл Олесе восемнадцатый годок. Расцвела девушка — загляденье: стройная как берёзка, милая да приветливая. А как косу расплетёт, русые волосы до пояса сбегают, с травами перешёптываются, а глаза зеленью лесной отливают — словно дева лесная явилась людям.
Как-то весенним вечером подозвала бабушка Олесю и говорит:
— Пришёл мой час, внученька, покидать мир земной. Оставляю тебе три платья заветных, — сказала она, подавая ключик от небольшого сундука, что стоял в изголовье. — Как исполнится тебе восемнадцать лет, наденешь платье, что сверху лежит, выйдешь Солнце встречать, оно подскажет, что дальше делать.
Сказала так старушка, облачком сиреневым обернулась, в оконце открытое выскользнула и растворилась в сумерках.
Заплакала девушка, запричитала, ночь без сна провела, а наутро слышит, козы мекают, на лужок просятся. Вышла Олеся, приласкала своих любимиц, подоила да на пашу повела. Так за делами повседневными не заметила, как осень и зима пролетели, весна наступила, а вместе с ней и восемнадцатый день рождения.
Помнила девушка бабушкин наказ. Достала ключик, открыла замочек, а как подняла крышку сундучка, такое сияние из него полилось — глаза зажмурила. Через несколько мгновений теплом повеяло, открыла Олеся глаза — перед ней платье шёлковое лежит, в солнечный цвет окрашенное.
Надела девушка то платье, на двор вышла, к востоку обернулась. Вскоре первый лучик солнца показался, коснулся щеки девичьей, пробежался по губам алым. В это время послышался голос далёкий, ласковый, тёплый:
— С добрым утром, Олеся! Настал твой час последовать велению судьбы. Отныне взгляд твой будет излучать тепло и благость, дарить всему живому радость.
Стоит девушка, словам тем внимает, силу могучую Солнца принимает. А голос продолжает:
— Как придёшь домой, второе платье надень да в лес отправляйся, к озеру дальнему. Найдёшь там своё растение заветное — мелиссу** лесную. Она скажет, что дальше делать.
В тот же миг тучка набежала и Солнце спрятала. Зашла Олеся в дом, открыла сундучок — изумрудная зелень второго платья свежестью её обдала, радостью жизни наполнила. Сняла она солнечное платье, на дно сундучка положила, надела зелёное да в лес пошла.
Идёт тропами знакомыми, лесным жителям улыбается, ласковыми словами растения приветствует. Вот и озеро дальнее чистотой сияет, прохладой освежает. Знала Олеся, где мелисса лесная растёт, подошла к кустику и говорит:
— Пришла я к тебе, Мелисса, за советом, как Солнышко велело.
Вдруг растение встрепенулось, зелёным пламенем озарилось, ароматом пряным воздух напоило и старушкой обернулось. Бархатистое серебристо-зелёное платье по траве стелется, пепельно-русые волосы сиреневой шалью прикрыты. Улыбнулась старушка ласково и молвила:
— Вот и пришёл твой час, Олеся, знания леса принять да людям помогать.
Поклонилась ей Олеся и говорит:
— Готова выполнять я долг свой земной. Научи, что делать надо.
— Иди за мной, милая, — ответила Мелисса и в глубь леса направилась.
Весь день водила девушку по тропам потайным, по которым ещё та не хаживала, делилась секретами лесными, о которых та ещё не слыхивала. Под вечер вывела на тропу, ведущую к дому, и сказала:
— Отныне будешь ты людей взглядом согревать, травами лечить да мудрыми словами одаривать.
— Молода я ещё, мудрых слов не знаю. Где их взять? — спрашивает Олеся.
На это отвечает ей Мелисса:
— Как вернёшься домой, платье третье наденешь, выйдешь в полночь к сиреневому кусту, что растёт на краю сада. Он подскажет, где мудрость взять. А теперь прощай, — сказала и исчезла, лишь ароматом освежающим напоследок одарила.
Вернулась девушка домой поздним вечером, открыла сундучок, а в нём таинственным сиреневым цветом третье платье мерцает, к себе подзывает. Тут и полночь подоспела. Надела Олеся мерцающее платье и к Сирени пошла.
Любила она тот куст с детства: в куклы играла, схоронившись в его тени, а как постарше стала, о счастье своём мечтала, вдыхая аромат чарующий.
А сейчас неизвестность и тайны окутали её вблизи того куста. Стоит девушка как зачарованная, шелохнуться не смеет. Вдруг слышит голос нежный:
— Взгляни, Олеся, в небо ночное. Сколько звёзд на нём — вовек не сосчитаешь, столько же знаний и мудрости в них сокрыто. Слушай душой и сердцем откровения далёких миров — мудрой станешь. А теперь возвращайся домой и спи спокойно до утра — завтра начнётся жизнь твоя взрослая.
Не помнила Олеся, как очутилась в своей постели. Наутро проснулась с первыми лучами солнца, осмотрелась: стоит в изголовье открытый сундучок, в нём три платья заветных лежат. Закрыла сундук на замочек, ключик спрятала и пошла делами заниматься.
Только козочек на луг привела, смотрит, подъезжает к ней князь на белом красавце-скакуне. Спешился всадник, приблизился к девушке и говорит:
— Добрый день, Олеся! Слыхал я, можешь излечить ты недуг любой. Помоги моему сыну — голос он потерял три года назад.
Отвечает Олеся учтиво:
— Завтра на рассвете привози, князь, своего сына на это место.
На следующее утро привела девушка коз на лужок, а там уже князь с ребёнком дожидаются. Взяла она княжича за руку и говорит:
— Мы по лесу погуляем, а ты тут посиди, за козочками посмотри.
Идут по лесу, Олеся за ребёнком наблюдает: крепенький, любознательный — по сторонам смотрит, птичкам улыбается, к веточкам ласково прикасается. Спрашивает его девушка:
— Слышишь, как листочки шепчутся?
Ребёнок головой ей кивает в ответ.
— Слышишь, родничок журчит?
Княжич вновь головой кивает. Повернулась девушка к нему, в глаза посмотрела и пошла к роднику. Под камень заглянула, с кем-то тихонько поговорила и подставила ладони под струю прохладную.
А в это время из-за камня змея огромная выползла, поднялась, к шее девушки потянулась. Увидел это княжич да как закричит во весь голос:
— Змея!
Змея в тот же миг и сгинула, а Олеся подошла к ребёнку, к себе прижала, приговаривает:
— Не бойся! Эта змея добрая, знаю я её. А ты теперь говорить будешь. Расскажи-ка мне, о чём листья шепчутся на берёзке.
Успокоился мальчик, подошёл к белоствольному дереву, обнял его, постоял немного, а потом и говорит:
— Берёзка радуется, добра мне желает.
— Верно! Пойдём поскорее, отец заждался.
Вернулись они на лужок. Мальчик к князю подбежал и говорит:
— Отец, три года назад, когда мы гуляли с мамой в саду, укусила её змея. Никто тогда не знал, отчего мама умерла, отчего я говорить перестал.
Боль незабытой утраты отразилась в глазах князя, поблагодарил он девушку, посадил сына на коня и, ничего больше не сказав, удалился.
С тех пор так и повелось: люди к Олесе стали приходить, она — кого взглядом согреет, кого от болезни исцелит, а кому советом мудрым поможет.
А платья те заветные бережёт как светлую память о бабушке, как дар её бесценный. Верит Олеся — придёт час, и передаст она их в руки молодые, добрые, достойные.
*Олеся — по древнеславянскому определению, означает «лесная».
**Мелисса — по астрологическим данным, заветное растение имени Олеся.