…Мы, ученики, знали, что наша учительница музыки, до того как прийти к нам в школу, жила несколько лет в Африке вместе со своим мужем, инженером-энергетиком. Единственное, что она рассказывала нам — то, что уехали они оттуда внезапно из-за стихийного бедствия. Галина Валерьевна обожала ходить с учениками в кино, мы минимум пару раз в месяц смотрели вместе с ней комедии, музыкальные фильмы. Не помню, как случилось, что она пошла посмотреть с нами «Экипаж». Вообще-то, она не любила смотреть «тяжёлые» фильмы, наверно, мы её уговорили. По всему городу были расклеены красочные афиши с надписью «Остросюжетный приключенческий фильм» (тогда слово «боевик» в ходу ещё не было).
Первая серия посвящена жизни героев фильма. Смотрели мы «Экипаж» первый раз, нам уже казалось, что пошли на эту картину зря — в подростковом возрасте неинтересно наблюдать «бытовые» разборки взрослых. И вот первая серия закончилась, мы вздохнули с облегчением (половина осталась, скоро домой). А события принимают неожиданный поворот — героическая команда лётчиков в последний момент вывозит оставшихся в живых людей из зоны землетрясения. Потом самолёт, который по всем законам должен разбиться (повреждён хвост), всё-таки приземляется. А наша учительница… Её глаза не отрывались от экрана и периодически наполнялись слезами…
Сразу после кино мы разбежались по домам, всерьёз слёзы и переживания Галины Валерьевны не восприняли — ну, сентиментальная наша учительница, с кем не бывает. И только на следующий день на уроке мы услышали от неё:
— Это… про меня! Про меня и про тех, кто летел на аварийном самолёте! Нас спасли чудом. Женщины, жёны советских энергетиков, работавших по контракту, добрались с детьми до аэропорта пешком, надеясь, что хоть кто-то прилетит за нами. Прилетел только самолёт из Москвы… Никто больше не рискнул совершить посадку на треснувшую посадочную полосу, к тому же толчки не прекращались, а по прогнозу землетрясение должно было усилиться. Точно так же, как в фильме, в последний момент командир экипажа принял решение не уходить в горы, а попытаться взлететь. Я, уже сидя в набирающем скорость самолёте, видела, как с гор спускается лавина и пытается догнать нас… В этот момент я мысленно попрощалась с мужем, была уверена, что он погиб (к слову сказать, он остался жив — группа мужчин ушла в горы, там они переждали стихию). Во время отрыва от земли самолёт здорово тряхнуло: кто знает, повреждённый и потом оторвавшийся хвост — вымысел режиссёра или так же было с нами… Рядом со мной весь полёт, вся в слезах, обнимая маленькую девочку, молилась молодая женщина — она точно знала, что её муж погиб при первых, самых сильных толчках…
Мы были потрясены этим рассказом. Много раз я потом пересматривала с удовольствием фильм «Экипаж» и каждый раз как будто видела среди людей, глядящих с отчаянием и надеждой на лётчиков, свою учительницу.
Мало кто знает, что концовка у фильма изначально снималась другая. Командира экипажа, которого играл Георгий Жженов, срочно вызывают из больницы как специалиста по трудным ситуациям. В самолёте, который должен совершить аварийную посадку, рядом с ним — его погибшие во время войны друзья, молодые, выглядят так, как много лет назад. Самолёт взлетает в небо, а в доме дочки пилота звонит телефон: «Ваш папа умер…»
Брежнев, который обожал кино, просматривал большинство ещё не вышедших на экран фильмов лично. Он был страшно недоволен таким концом: «Почему фильм заканчивается покойником??? Этот героический человек должен жить!» Финал фильма пришлось переснять.
Советское кино часто обвиняют в излишней политизированности и шаблонности. «Экипаж» избежал такой участи, он смотрится на одном дыхании многими поколениями зрителей. Я недавно посоветовала посмотреть его сыну, он был в восторге. Может быть, я сама выражусь шаблонно, но не имеет значения, при каком правительстве или режиме живут настоящие герои.