Я, конечно, мог бы купить точно такую же буханку рядом с домом. Но ведь на километр дальше она стоит немного дешевле. Понимаю, что экономия мизерная. Но почему-то из принципа хожу в такую даль. Доморощенный мудрец со скамейки у подъезда однажды сказал: «Чего не сделаешь во имя экономии трёх рублей». Но у меня, возможно, другие мотивы — вот не привык я за удобства переплачивать. К тому же постоянно на пустом месте себе трудности создаю. Преодолеть свои привычки — на это мужества не хватает.
Голова болит жутко — словно между молотом и наковальней побывала. В висках как будто не кровь, а расплавленный металл. Ничем эту напасть победить не могу. Таблетки — что мёртвому припарки.
Началась эпопея с головой ещё вчера. Не в меру нервный клиент ворвался прямо в офис и два часа качал права, яростно стуча кулаком по столу. При этом не потрудился даже объяснить, в чём дело. Наверное, и сам забыл, из-за чего сыр-бор поднял. Главный кайф для таких личностей — выплеснуть негодование. Потом ещё книгу жалоб потребовал, написал гневный отзыв. Мне тоже в нём изрядно досталось. В такие моменты невольно себя неудачником чувствую.
Пока предавался невесёлым размышлениям, дошёл до хлебной палатки. Ну и очередь! Ладно, мне не привыкать.
Ну вот… Любимый хлеб закончился! Досада, да и только.
Всё же что-то я выбрал и купил. Несколько раз пересчитал сдачу — вдруг ошибка? Да нет, вроде правильно. Хотя на всякий случай ещё раз сделал переучёт мелкой наличности. Наконец, убрал её в кошелёк.
Но тут краем глаза увидел: в трещине асфальта что-то блестит. Неужели монета? Пусть и мелкая, но при таких находках я как-то на время перестаю себя неудачником ощущать.
Наклоняюсь, вытаскиваю серебристый диск из грязи…
Вдруг что-то резко толкнуло меня — удар пришёлся прямо по больной голове! Весь мир закачался перед глазами. Оказывается, некий гражданин буквально врезался в меня. Ещё возмущался — мол, что это я на его пути торчу? Даже не извинился и пошёл себе дальше.
На дороге было скользко, и я сам не заметил, как не удержался на ногах и съехал в лужу. А рядом мальчишки стояли. Как увидели меня в таком бедственном положении, так сразу залились хохотом. К моей боли прибавилась ещё и обида.
Мне вспомнилось похожее унижение из детства. Обсуждали какой-то рассказ о морских приключениях. И угораздило же меня ляпнуть: «Я бы очень хотел стать пиратом, но ужасно боюсь воды». Зачем я раскрыл рот и сказал такую глупость? Наверное, пооригинальничать захотелось, а получилось совсем не остроумно. Долго тогда все в классе хохотали надо мной — кто по полу катался, кто на голове стоял.
И вот теперь чувствую себя таким же униженным, как в тот далёкий день. Не хватает моральных сил даже встать. Хочется, чтобы кто-то подошёл и успокоил меня, как будто я маленький ребёнок. Но никто не обращал внимания на одинокого неудачника, а мальчишки, вдоволь нахохотавшись, убежали играть куда-то вглубь двора.
Всё же поднимаюсь, потирая ушибленные места. Да ещё к одежде обрывки газеты налипли — приходится отрывать их, преодолевая брезгливость.
О моём настроении говорить не приходится. Спустя несколько минут всё же взглянул на свою находку. Оказывается, это не мелюзга из копеечного племени, а нечто на порядок благороднее. Только что с того? Неужели даже ради столь незначительного приобретения приходится шишки набивать?
Монета казалась горькой насмешкой.
Но, может, есть в подобных происшествиях смысл? Немало удивился, что задался таким вопросом.
Наверное, я сам виноват в своём невезении. Никто не заставлял меня нагибаться за монетой и копаться в грязи. Уж чего-чего, а авторитета в чьих бы то ни было глазах подобное занятие мне явно не прибавляло. К кому у меня могут быть претензии, кроме как к себе самому?
Да и в такую даль тащиться под дождём тоже никто меня не просил. Это я сам придумал себе трудности. И ещё удивлялся, почему ни к чему хорошему это не привело. Я мог бы такую же буханку рядом с домом купить. А уж найти лучшее применение сэкономленному времени вполне реально.
Когда я подумал над этим, то настроение незаметно улучшилось. Даже голова болеть мало-помалу перестала.
Что же касается того грубияна-прохожего, то я к нему благодарность почувствовал — ведь он заставил меня задуматься.
Кстати, а тот капризный клиент, которому я был обязан своей головной болью, — того же поля ягодка. Ну, зачем мне было вовлекаться в его проблемы и брать их на себя? Пусть бы кричал, раз для него это такое удовольствие. А я мог бы в это время спокойно думать о цветочках. То, что я нервничал заодно с ним, — ни ему, ни мне не помогло.
Монетку решил сохранить. Пусть она служит мне напоминанием. Если возникнет соблазн сникнуть по какому-нибудь ничтожному поводу, я посмотрю на неё. И она напомнит мне, что прогибаться под мелочи опасно — неудачником станешь.
Как вы думаете, прав ли я?