Наводят на раздумья бессмертные строки Булата Окуджавы:
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
Что умный любит учиться, а дурак — учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил —
Мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю.
Впереди их главный во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
А дураков нету — улетели все.
Ах, детские сны мои — какая ошибка,
В каких облаках я по глупости витал.
У природы на устах коварная улыбка…
Видимо, чего-то я не рассчитал.
А умный в одиночестве гуляет кругами,
Он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
Скоро их повыловят всех до одного.
Когда ж их всех повыловят — наступит эпоха,
Которую не выдумать и не описать…
С умным — хлопотно, с дураком — плохо.
Нужно что-то среднее. Да где ж его взять?
Дураком быть выгодно, да очень не хочется.
Умным — очень хочется, да кончится битьём…
У природы на устах коварные пророчества.
Но, может быть, когда-нибудь к среднему придём.
При первом прочтении стихи воспринимаются как юмористические. Хотя на самом деле они серьёзны, а смысл их отнюдь не лежит на поверхности.
Любопытно представить себе эту стаю и главного в ней. Действительно, бывает, что один скажет что-нибудь, далёкое от истины. Информация, естественно, никем не проверяется. Однако тут же появляются те, кто подхватывают эстафету и начинают повторять. Это ведь очень просто — думать-то самостоятельно не надо! Первый сказавший, ставший теперь главным в стае, счастлив и горд. Тем временем повторяющих его умозаключение становится всё больше.
Стая собралась, а вот улетать никуда не собирается. Она только рассеивается, что ускоряет вербовку новых сторонников. Для этого нужно вовремя сказать нечто сомнительное, но сделать это как можно убедительнее. А уж желающие повторять найдутся.
Есть стереотип, будто бы правильно то, с чем согласно большинство. Человек на уровне рассудка может понимать, что не всегда это так. Однако при этом всё же скорее доверяет мнению, которое поддерживается многими, а не единицами. Ну, как тут дуракам не собираться в стаи? Ведь в этом случае они производят впечатление большинства и скорее встречают единомышленников.
Однако находится и тот, у кого хватает сил остаться при своём убеждении. Другое дело, что этот умный порой слишком уж упивается этим. Мол, я особенный — не то что некоторые. Влюблённый в свою уникальность, он легко превращается в некую «вещь в себе». Ходит кругами по замкнутой траектории, не делится своими идеями и не воспринимает новые. В итоге сам себя загоняет в тупик.
Умный нередко забывает, что его знания не принадлежат только ему одному. Они должны служить и другим людям. Ум нужен отнюдь не для того, чтобы кичиться им и стараться кого-то «срезать».
Чтобы делиться своими познаниями, необходима определённая степень открытости. Будучи «вещью в себе», нетрудно впасть в высокомерие. Это может быть опаснее глупости. Если поставить себя на пьедестал и свысока посматривать на других, то можно упасть — на потеху стае.
Бывает и так, что умный не в состоянии преодолеть соблазн что-то доказывать окружающим. Он выставляет напоказ свою осведомлённость, но тайно посмеивается над оппонентами. Вот тут-то и сокрыта ловушка, которую умный сам себе расставляет. Его высмеют любители собираться в стаи, что весьма болезненно. Пусть и не сразу, но он начнёт сомневаться в своей правоте. А там и недалеко до того, чтобы самому примкнуть к какой-нибудь стае.
В этом случае умный не развивает себя и довольно быстро перестаёт таковым быть. Интеллект снижается, а самонадеянность остаётся. Такая картина особенно безрадостна.
Так что же это за некое «среднее»? Умный, который не превозносится этим и не замыкается полностью в себе. Готов делиться своими знаниями, но не навязывать их. Верен себе, но при этом способен воспринимать новую информацию. Не считает собственное мнение истиной в конечной инстанции и умеет вовремя признать свои ошибки.
Портрет может показаться несколько идеализированным. Однако над ним стоит задуматься. Развитие собственной личности — тот процесс, который длится всю жизнь. Невозможно стать умным раз и навсегда. И нужна скромность, чтобы понимать это.