В какое время мы живем?

Реклама
Грандмастер

«Любые времена были достаточно плохими, чтобы в человеке никогда не умирало желание лучшего». Оноре де Бальзак.

Движение человеческой цивилизации носит характер цикличности, прогрессируя от сложных, драматических фаз, вроде войн, голода, экономических кризисов и природных катаклизмов, продуктом которых является апогей мысли, глубина чувства и решительность действия, до стадий преодоления этих драматических моментов, результатом которых является сравнительное благополучие, относительная экономическая стабильность, повышения уровня потребления, в ходе которых размягчается жизненный мускул, человек грубеет, ум его ленится, тело жиреет.

Реклама

Несмотря на внешние различия в атрибутах такой цикличности, как технический прогресс, когда благополучие выражается обладанием деревянной повозкой или автомобилем, а неблагополучие — гибелью на войне от стрелы из бамбука или авиационной бомбы, все и всегда возвращается на круги своя просто потому, что, несмотря на любой технический прогресс, человеческая природа остается неизменной.

Сегодня, несмотря на нескончаемые, так называемые экономические, кризисы, мы живем в относительно сытые, возможно, даже самые благополучные за всю нашу историю, времена, когда бедным считается не тот, кто не может себе позволить краюху хлеба или пару ботинок и действительно не в состоянии свести концы с концами, а тот, кто не может себе позволить новый смартфон вместо старого мобильника или привычную ежегодную вакацию в Турции вместо поездки в Крым, например. Кризисом, когда людьми овладевает паника и состояние перманентного беспокойства, как от смертельной опасности, называется невозможность приобрести некоторые заморские продукты питания, незначительное сокращение стабильного дохода, когда нужно экономить на бензине для личного авто или отложить строительство дачи, а далеко не крах и банкротство, когда нет средств к элементарному существованию.

Реклама

Каковы особенности нашего времени? Чем оно отличается, например, от знакомых на личном опыте и не из перевранных под нужную конъюнктуру исторических хроник большинству рожденных и живших в 50-е, 60-е, 70-е годы?

Наше время — время небывалого массового производства и потребления.

Никогда за всю историю нашей цивилизации средний человек не производил и не потреблял такого количества потребительских и общего назначения товаров, как современный человек. Никогда еще человек не пользовался таким количеством бытовых приборов и средств комфорта, как сегодня. Никогда не питался так разнообразно и сытно, не носил такого количества одежды и так часто не менял ее. И если еще 30−40 лет назад в нашей стране перед нами часто стояла проблема, как достать кусок мяса или новые модные штаны, хотя также не было тех, кто недоедал и тех, кто ходил с голым задом, то сегодня мы уже страдаем от переедания (одно из наших самых больших желаний — похудеть) и сверхпотребления (шопомания и плюшкинизм, когда мы заваливаем наши обиталища горами хлама, знакомы многим продвинутым гражданам).

Реклама

Наше время — время мелких идей и таких же мелких людей.

Как в любые более-менее благополучные времена, душа черствеет, ум ленится, а тело жиреет. Нет, изобретать мы меньше не стали и, как сказано выше, производим больше чем когда-либо. Но то, на что мы тратим свои талант и ум — разного рода блестящий, в красивой обертке ширпотреб. Большая часть знаковых открытий и изобретений, исторических вех, технических прорывов и творческого апогея, таких как паровоз, самолет, пенициллин, радио, полет человека в космос, «Война и мир» и т. д., на которых мы паразитируем сегодня, были сделаны в недавнем прошлом. Сегодня же, за редким исключением, мы не можем наиграться в мобильные телефоны, придумывая все новые и новые «фичи» для мобильных неандертальцев или компьютерные игры для компьютерных дураков. Переснимаем «Войну и мир» под разными соусами, переписываем «Братьев Карамазовых», перепеваем «Yesterday».

Реклама

Кино у нас дорогое и зрелищное, но неглубокое, песни громкие, но пошлые, книги в красивой обертке, но для малограмотных.

В СМИ мы все чаще обсуждаем насущные не проблемы, а проблемки, вроде избыточной массы тела, мужских измен, разного рода покупок, страдая от этих проблем, как страдал от жира чеховский каплун.

Наше время — время недопрофессионалов и малограмотных специалистов, которые сами себя называют «гуру», «мастерами» и «профи».

Несмотря на то что сегодня число людей с высшим и средним специальным образованием больше, чем когда-либо, общий уровень квалифицированности и образованности не так высок, как принято считать.

Во-первых, сегодня большое число специалистов не работают по специальности, а мигрируют туда-сюда — где «заплотят» побольше. Во-вторых, образование у нас часто носит декоративный, довольно условный характер, когда первое, второе и даже третье высшее образование, при определенной финансовой состоятельности, можно приобрести, что называется, не открывая учебника. В-третьих, современные вызовы и технический уровень настолько высоки и меняются так быстро, что требуют от специалиста постоянного повышения своей квалификации.

Реклама

Высокий профессионализм, подлинные опыт и грамотность у нас часто подменяются умением громко заявить о себе как о профессионале. «Пиар», «самопиар», «раскрутка», «реклама», «маркетинг» — всем хорошо известные понятия, еще недавно нам незнакомые, когда потребителя нужно хитро убедить в том, что ты — профи, а твой довольно посредственный товар — самого высшего качества. «Made in China», «товар второй категории», разного рода имитации и фейки, да по сути вся наша жизнь — жизнь второй категории, когда нам только кажется, нас так убедили, что мы живем по высшему разряду. И настолько, насколько еще недавно сократовское «Я знаю, что я ничего не знаю» — мне расти и расти, было девизом всякого стремящегося к совершенству специалиста, настолько сегодня часто «Я знаю и умею все лучше всех!» стало правилом жизни и работы таких специалистов.

Реклама

Большинство из нас, в профессии или вообще, словно быстро и ловко скользит по обширной глади своей жизни, успевая и там и сям, и то и это. И в разных странах побывать, и на разных работах поработать, и замуж три раза сходить. Разные языки поучить, разные одежды поносить, разные блюда попробовать.

Только вот это быстрое и ловкое скольжение — это словно быстрое и ловкое скольжение по поверхности океана под названием «жизнь», в котором глубина — одиннадцать тысяч метров. А ты об этом даже не подозреваешь, будучи уверенным, что жизнь — это именно вот эта самая гладь большой лужи под названием океан.

Реклама