1 мая увидел по телевизору группу людей с плакатом «Верните нас в СССР!» Самое прикольное было в том, что они стояли неподалеку от автобусной остановки. А к ней как раз подъехал автобус с надпись на лобовом стекле «В сады». Эти шесть соток земли за городом — изобретение чисто советское. Нигде в мире горожанин не гробился в ежегодной битве за дополнительные картошку и овощи, как в Советском Союзе. В садах надрывались семьями и в любую погоду. Какие там мотоплуги, какая автоматика в теплицах? Все делалось вручную.
Самое поразительное: даже сейчас, когда картошку и овощи без проблем можно купить в магазине, горожанин все равно упрямо не отказывается от шести соток. Сила привычки побеждает. Но если взять в руки калькулятор и подсчитать все затраты на данный клочок земли, то окажется, что намного дешевле покупать в магазине.
Не менее интересно и то, что старшее поколение старается хотя бы часть забот по выращиванию урожая на шести сотках переложить на молодые и более сильные руки детей и внуков. И в большинстве случаев переложить получается. Срабатывают гены. Как это можно бросить участок, если там все растет? «Дармовая» редиска, огурчики-помидорчики лишними на столе не будут.
А что наблюдается дома, в городской квартире? В ней, оказывается, целая проблема выйти на балкон, чтобы подышать свежим воздухом. Чего только там нет! Старый цветной телевизор, сломанная раскладушка, пустые бутылки, изношенная обувь… Все это годами не выбрасывается в мусор под предлогом «А вдруг еще пригодится?»
Телевизор не показывает? Но его можно отремонтировать. Правда, он отечественного производства и к нему уже сложно что-либо найти. А вдруг повезет? Старая раскладушка? Нет, пока не будем выбрасывать. Приедет в гости кто-то из деревенских родственников, где положим спать? Да, конечно, она провисает из-за сломанных пружин. Ничего, подвяжем веревкой. Пустые бутылки выбросить? Да вы что?! Их же можно сдать! Говорите, копейки заплатят? Так копейка рубль бережет. Обувь старая? Но сгодится, если в ней пойти в поход или на рыбалку.
По таким ответам с закрытыми глазами можно понять, что перед тобой стоит господин homo sovetikus. Это ведь только на территории бывшего СССР у мужчин-автовладельцев было принято собираться с друзьями в гараже «на пиво», хотя могла быть и более крепкая жидкость. Традиция эта и сейчас в силе. И если муж говорит жене в выходной: «Я пошел на пиво», искать его надо в случае долгой отлучки именно там, в гараже. Порой рекомендуется заранее вызвать такси с указанием места, где находится гараж, поскольку супруг может оказаться не в состоянии идти домой своими ножками.
Умиляет меня и то, что часто вижу на улице. А что там? Ну, скажем такое. Вместо исчезнувшей авоськи народ использует ее заменитель — большой черный полиэтиленовый пакет для мусора. А что? Удобно ведь! Свернул пакет, положил в карман, места занимает мало. Авось что-то при заходе в магазин будет куплено. Да и стоит мусорный пакет дешево. Но надо видеть реакцию работников супермаркетов на кассе, когда представительная дама с дорогущей косметикой отказывается от фирменного пакета магазина (пожалев три рубля) и складывает продукты на виду у всех в мусорный пакет. Что ни говорите, а гены у homo sovetikus дают о себе знать. И будут давать знать и дальше.
Вы думаете, откуда появилась мода на драные джинсы с заплатками? С Запада? Нет и еще раз нет. Она своя, доморощенная. Это из времен еще послевоенного СССР. Вспомнили? Ага, то самое — купить новое негде, да и особо не на что. С такими аргументами можно махнуть рукой на то, что детишки «щеголяют» в рваной одежонке. Более заботливые, чем родители, бабушки обрезали внукам порванные штанишки выше колен и делали из них шортики, так как там, на попочке, еще дырок нет. Нынче молодежь даже специально «формирует» на джинсах потертости и дырки.
Гены старших сказываются? Или все же это веяние моды? Кстати, это оттуда, из советских традиций, еще одно «изобретение» — вещи старших детей должны донашивать младшие. И это «правило» тоже ничем не искоренить.
О том, насколько сильна у старшего поколения ностальгия по СССР и насколько она оправданна, можно спорить. Тут есть для спора основания. Но вот с тем, что видишь своими глазами — лучше не спорить, а признавать за факт, который никому не изменить.