Как обманывали покупателей в СССР?

Реклама
Грандмастер

Признаюсь сразу: вырос в СССР. Это мой минус или плюс? Не знаю. Но я сейчас решительно не понимаю тех, кто требует восстановить в каком-либо виде Советский Союз. В каком же виде его восстанавливать и чего ради?

Аргументы, которые часто слышу. Мол, в СССР было больше порядка, законы соблюдались. В СССР не было такого повального воровства. Люди уверенно смотрели в завтрашний день.

Аргументы против. Очень многое в СССР можно было (даже имея приличные деньги) купить только по блату или из-под прилавка. В Советском Союзе воровства и обмана тоже хватало. О последнем как раз и скажу подробнее, поскольку (будучи журналистом) имел возможность смотреть результаты проверок по линии народного контроля, ОБХСС, следователей.

Реклама

Какие способы обмана покупателей использовались в советское время? Эти способы полезно многим знать и сейчас, поскольку ими в торговле по-прежнему широко пользуются. Прежде всего, это — обвес покупателя. Казалось бы, при фасованных нынче продуктах, какая может быть речь об обвесе? Ведь все в полиэтилене, на нем приклеены ценники с указанием веса. Какой обвес и откуда? Не торопитесь возмущаться якобы моей неосведомленностью и становиться на сторону фирменных универсамов. Обратимся к истории.

Оказывается, в советском уголовном праве даже имелась специальная статья за обвес покупателей. Правда, до суда обычно дело не доходило. А если и доходило, то все заканчивалось не ахти какой суммой штрафа. В худшем случае — переводом на менее оплачиваемую работу. Фасовка продуктов была и в СССР. Просто многие об этом не помнят, а молодежь и вовсе не знает.

Реклама

Читаем исторический документ. В нем говорится, что нарком внутренней торговли СССР И. Я. Вейцер в апреле 1935 года запретил фасовку продуктов на весах, не прошедших проверку и с гирями без клейма. Но запретить — еще не значит искоренить из практики. Просто фасовать стали иначе. Например, сахар. Для этого на складе рядом с мешками, в которых был сахар, ставили на несколько суток ведра с водой. Сахар впитывал влагу и становился тяжелее. При отпуске его в розницу на вес, разумеется, происходил скрытый обвес.

Точно такой метод действует на складах магазинов и сейчас. Мешки с сахаром распарывают сверху, рядом оставляют в ведрах воду. Потом сахар фасуется по полиэтиленовым пакетам. На них клеится ценник с весом. Сомневающийся покупатель может положить пакет на контрольные весы и убедиться, что заявленный на этикетке вес и истинный совпали. И лишь дома (через несколько дней) при открытом пакете подсохший сахар даст иной вес.

Реклама

Сейчас в магазинах электронные весы. Вроде обмануть с ними сложно. Но «сбить» вес в пользу магазина не составляет никакого труда.

Предположим, вы купили замороженные окорочка, взяв их в магазине прямо из ларя-холодильника. В отделе вам их взвесят на электронных весах, упакуют в полиэтилен и на нем наклеют ценник с весом. Вроде, все без обмана. Но если вы дома сразу этот пакет не положите в холодильник, то через час-другой получите в нем энное количество воды. Откуда она?

Все элементарно просто. Работниками магазина использован опыт времен СССР. Там тоже разделанное мясо клали в морозильник кусками, полив несколько раз водой перед включением морозильника. Мясо впитывало воду и становилось тяжелее. С куриными окорочками та же самая «практика». Единственное «усовершенствование» лишь в том, что в куриное мясо стали «вкалывать» шприцем обычную воду для ускорения намораживания льда внутри.

Реклама

Сейчас широко распространен еще один вид обмана покупателей, взятый из периода СССР. И он тоже связан с обвесом. Некоторые продукты поступают в магазины в больших картонных упаковках. Например, конфеты, печенья, вафли. В магазине поступившее развешивают в пакеты из полиэтилена. Вес пустого такого пакета, конечно, мизерный. Но нюанс в том, что на приклеиваемой этикетке стоит общий вес (то есть с учетом пакета). А если в магазин приходят за сутки тонны продуктов, требующих мелкой фасовки, то сколько десятков «пустых» килограммов оплатят покупатели? По логике, из общего веса надо вычитать пару граммов, относящихся к пакету, и вес ставить немного ниже. Но нужна ли магазину такая логика? В нем взяли на вооружение опыт СССР, где сливочное масло взвешивали с «рулоном» оберточной бумаги на весах.

Не пишу о таких банальных, но прибыльных для торговли вещах, как пересортица (когда на продукты низшего сорта наклеивают ярлык более высокого), смешивание продуктов (близких по качеству), подмена продуктов похожими на вид (например, сыры)…

Так о каком возврате в СССР у нас говорят? Торговля из него, по-моему, и не выходила никогда!

Реклама