Масаи в Кении никогда ничего не крадут, просто перемещают скот по Африке в нужном направлении, от соседних племён к себе.
Сенека в письмах своему племяннику утверждает: «Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше». Да и время не совсем наше, течёт себе, мы его задержать не можем. Что не можешь удержать — не твоё.
Эпиктет тоже советует не считать имущество своим: «Теряют ведь то, что имеют. „Я потерял свой плащ“. Плащ ведь ты имел. „У меня болит голова“. Разве у тебя рога болят? Так что же ты возмущаешься? Ведь потери относятся к тому, страдания относятся к тому, к чему относится и имущество». Смысл сказанного — не считай имущество своим.
Марк Аврелий говорит, что прошлое потерять нельзя, его уже нет, будущее потерять невозможно, его ещё нет, потерять можно только настоящее: «Прошлое и будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого отнять то, чего у него нет. Ибо настоящее — единственное, чего они могут лишиться, раз это и только это, имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять».
Но настоящее — это миг, который моментально становится прошлым и уходит в небытие.
Конечно, мудрецы неправы. Конституция и Гражданский кодекс успокаивают меня — имущество есть, и право на него я имею, а Уголовный кодекс грозит наказать всех, кто покусится на моё имущество.
Время у меня есть, да, бежит быстро, но если бежит, значит, есть пока чему бежать. И прошлое у меня есть, в памяти, фотографиях, видеозаписи, моих представлениях о том, что было.
Надеюсь, и будущее тоже ожидаемо нагрянет. Пусть всё это дано мне в пользование. Хорошо, пока живу, с удовольствием буду пользоваться, отнимать не дам.
Есть одно «но»: мудрецы правы. Такая диалектика. Они правы в том, что напоминать себе о временности существования полезно, чтобы знать — всё проходит; что дано, может быть отнято, неважно как: случайно, намеренно, по ошибке.
Быть готовым потерять имущество и не выброситься из окна, как несчастные миллиардеры, ставшие миллионерами. Для них потеря денег — потеря жизни.
Время есть, но лучше его просто так не тратить. В детстве кажется, что время безгранично и тянется очень долго, в зрелом возрасте приходит понимание — время летит быстро, и его с каждым годом становится всё меньше. Сказать об этом детям — не поверят. Так и люди не верят мудрецам, чего они там придумали, это было давно и неправда.
А если поверить, хотя бы, чтобы задуматься. В воспитательных целях. Можно гордиться — меня воспитывали не только родители, а еще великие Сенека с Аврелием и другие достойные мудрецы.
Может быть, полезно для мотивации себя читать каждый день того же Сенеку по пять минут.
— Тук-тук .
— Кто там?
— Это мотивация, я на пять минут.
У человека есть всё, но если понимать, что всё на время и только в пользование, то и пользование будет эффективным, и время не впустую, и потери — не беда.