Кривое зеркало фильма советских времен «Журналист» продолжает искажать действительность. Что мы видели в том фильме? Герой то в командировке на Урале (попутно там завязывая любовный роман), то в командировке на Западе. И все ему легко удается по жизни. Правда, в фильме том мы так и не увидели, что же он написал для газеты толкового.
Надо особо отметить то, что «пробиться» на журфак по-прежнему очень сложно. Желающих получить специальность «Журналист» очень много. И большинство абитуриентов никогда и ничего не написали для газеты. У них есть лишь желание быть журналистом. Если имеются отличные школьные знания, то поступить на журфак можно. А получится из тебя журналист или нет — ректорат университета это не волнует.
Что же в итоге, когда молодому человеку вручается диплом профессионального журналиста? Раньше все решалось распределением. Попадая в центральную или областную газету, выпускник университета вдруг с ужасом обнаруживал, что загранкомандировка ему может лишь присниться; что его диплом с записью «Журналист» ни на кого не производит магического действия. И вообще, тут, в редакции, надо «вкалывать», ежедневно давая норму по строчкам. Никаких скидок от редактора тебе нет и не будет. Наоборот, тебя постараются загрузить работой по самое-самое. И миф о легкой профессии быстро потускнеет на твоих глазах.
А потом наступает очередь потускнеть второму мифу — о высоких зарплатах и гонорарах. И на любопытную фразу от знакомых «Тебе сколько платят за строчку?» уже норовишь огрызнуться нецензурной строчкой. Нужен конкретный пример? Окончив журфак, я по распределению попал в областную партийную газету, где был оформлен на должность собкора. По штатному расписанию мне полагался оклад в 90 рублей, тогда как рядовой инженер имел тогда оклад в 120 рублей. Про гонорар вообще молчу — копейки. И это при том, что за плечами у меня к моменту поступления на журфак уже был пройденный путь в провинциальных газетах от литературного сотрудника до редактора.
Ну, и что мне дал журфак в части профессионализма? Ничего! Правда, расширился кругозор. Но к чему мне, как журналисту, древнегреческая литература? К чему знание старославянской письменности? Чтобы решать кроссворды, этот багаж сгодится, но чтобы написать статью — нет.
Прискорбно, но надо признать то, что не в университете учат на журналиста, а в самой газете. В провинциальной печати по сей день на работу принимают выпускников школ. Ситуация вынуждает так поступать. Профессиональный журналист в здравом уме в районку не пойдет. Он не враг себе. А мальчики и девочки из числа бывших школьников еще находятся под влиянием мифов о журналистике. И окунаются потом в жестокую действительность. В малочисленном коллективе писать надо много и ежедневно. Не все выдерживают этот темп изматывающего марафона. Но тех, кто остается, трудно потом переубедить на тот счет, чтобы сменили профессию. Журналистика сродни заразной болезни. И настоящие журналисты никогда не перестают писать, получая за свои материалы все те же нищенские гонорары.
Еще один распространенный миф — о том, что журналист пинком ноги может открыть любую дверь. Кто придумал этот миф — не знаю. Но по жизни очень часто сталкивался с тем, что журналиста могли часами «коптить» в приемной под разными предлогами, а потом с вежливыми извинениями говорить, мол, сегодня приема больше не будет — Ивана Ивановича вызвали на совещание. И ведь понимаешь, что тебя просто «отфутболили», а возразить нечего. Это в лучшем случае. В худшем тебя будут демонстративно везде игнорировать со словами: «Этот писака опять тут? Не пускать его ко мне!» Печатное слово давно уже не в цене у власти.
Журналистика в нашем обществе все больше и больше превращается в нечто низкопробное по актуальности. Так называемые «желтые» издания и пустые по значению развлекательные привели к тому, что журналисту не надо «трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». Вполне достаточно для очередного выпуска «нарезать» материалов из других изданий и напечатать все это со ссылками на эти самые издания. Никакого плагиата, все по-честному! Но как быть читателю, если одни и те же материалы он видит в нескольких изданиях за последний месяц? При этом потрачены приличные деньги на их покупку. На кой шут ему одинаковый дайджест?
Возможно, мои рассуждения в чем-то спорны. Просто с меня давно слетели розовые очки.