Можно ли быть редактором газеты и ничего не писать в нее?

Реклама
Грандмастер

Прошли те времена, когда рабочий день редактора провинциальной газеты начинался с обязательного похода «за ценными указаниями» в районный или городской комитет КПСС. Совещания там проводились часто. И с вопросами весьма далекими от выпуска газеты.

Но поскольку главное перо редакции, как правило, было членом бюро, а по совместительству еще и депутатом райсовета-горсовета, то часами сидело там. Да иные руководители местных СМИ и не желали по-настоящему заниматься газетой. Однажды попав в обойму партийно-советской номенклатуры, они достаточно комфортно чувствовали себя лишь во властны стенах. А газета… Зачастую она целиком ложилась на плечи заместителя редактора и заведующих отделами. При этом большинство редакторов никогда и ничего не писали в свою газету. Но при этом считали себя главным пером в редакции. Так было. А что сейчас?

И нынче пишущий редактор — очень большая редкость. И хотя нет райкома-горкома партии, находятся иные способы не вникать глубоко в проблемы издания и подолгу «сидеть» в других «важных» местах, но получать при этом самую высокую в редакции ставку по зарплате. Лишь однажды на моей памяти среди редакторов оказался действительно настоящий энтузиаст своего дела. Правда, у него не было журналистского образования, но зато было большое желание вытащить газету в число лучших в области. Каким же образом?

Реклама

Он сам писал! И много. А кроме того, сам сделал газете сайт. И сам его поддерживал. В принципе, редакция могла заказать и купить этот сайт в какой-либо web-студии. Но редактор не поленился освоить HTML и сделать сайт своими руками. Не скажу, что получился он хорошим. Просчеты были. Но суть не в этом, а в том, что человек чувствовал себя ответственным за газету и ее имиджевое лицо. Не секрет, практически все web-студии (за очень небольшим исключением) за создание сайта берут значительную сумму. По сути своей, это грабеж средь бела дня. Но особо винить тут студии не надо. Расценки у них составлены под солидные предприятия и организации. И с учетом как раз этого момента наработаны типовые (фирменные) шаблоны в сайтостроении. Другое дело, что эти шаблоны вообще никаким боком не соответствуют задачам именно газетного сайта. Для студий это простительно, так как там работают специалисты по дизайну, верстке в HTML, совсем не знающие азов журналистики.

Реклама

В принципе, газетный сайт можно сделать самостоятельно в каком-либо конструкторе. Благо, в Интернете их много. В том числе и бесплатных. Но результат они дают тоже очень далекий от запросов газеты. Единственный выход здесь — садиться кому-либо в самой редакции за изучение HTML и потом делать сайт своими руками и своей головой. Конечно, такое очень утомительно и сильно затратно по времени. Словом, желающих в редакции будет не найти. Типичная ситуация, когда редактор подходит к оператору верстки и просит на голом энтузиазме (без оплаты за труд) сделать сайт. Дескать, ты же верстаешь газету и можешь, значит, сверстать и сайт. Но верстка газеты и верстка сайта — абсолютно разные вещи. Многие из редакторов этого не понимают. Им проще дать указание, чем набрать в поисковике фразу «Как сделать сайт самому» и уяснить разницу в системах верстки газеты и сайта.

Реклама

Самое странное то, что не разбирающийся даже на элементарном уровне в сайтостроении иной редактор считает своим долгом давать советы тому, кто делает сайт для редакции. Это похоже на ситуацию, когда крот в басне учит ласточек летать, а на просьбу «А не покажете ли нам, как надо летать?» отвечает: «Я свое уже отлетал». Увы, в России была, есть и, наверное, еще долго будет в силе оставшаяся от КПСС система, когда редактором ставят по умению преданно смотреть в рот власти и без рассуждений исполнять любое её указание, но не по профессиональным способностям. И потому-то большинство редакторов — люди абсолютно случайные в газете, тяготящиеся своей должностью. Им безразлично будущее редакции. Но они свято верят в свою непотопляемость. Потому, что хотя КПСС и нет, но ее методы остались ведь! В том числе и в кадровых вопросах. Так что взывать к личному энтузиазму кого-либо из нынешних руководителей СМИ — напрасная трата времени. Можно услышать даже такое: «Изучить HTML и самому сделать сайт? Да вы что, белены объелись?! У меня по горло дел с выпуском газеты и без этого…» А на поверку оказалось позже, что произнесший гневно эти слова редактор тут же «свалил» из редакции в газетный день (!) пить с друзьями пиво. Было на моей памяти и такое.

Реклама

Невольно подумаешь: возможен ли на Западе сходный подход к изданию? Там газетчика, как и волка, кормят ноги. То есть там в цене личная инициатива. А у нас… тоже капитализм на дворе с рыночными отношениями. Но вот сие как-то мало коснулось тех, кто называет себя главным пером в редакции. Но это «главное перо» обычно считает своими должностными обязанностями только функции дополнительной вычитки оттисков после корректора и дежурного по выпуску и выдаче руководящей визы «В печать» на очередной номер издания, сделанный кровью и потом другими. Обидно звучит для некоторых редакторов, но факт есть факт.

Реклама