Почему у провинциальных газет унылое лицо?

Реклама
Грандмастер

Вспоминается давнее. В отделе пропаганды и агитации одного обкома партии (суть рассказа не в регионе) на два-три дня собирали редакторов провинциальных газет для повышения квалификации. В основном заведующий отделом рассказывал о дополнительных идеологических требованиях к газетам со стороны ЦК КПСС. Но порой обращался и к практической части. Он ножницами заранее отрезал у местных газет названия и затем веером располагал их на столе. Задача состояла в том, что надо было по внешнему виду издания определить место его выхода. Редко кому это удавалось.

Сложность была в том, что «лицо» у всех районок тогда было одинаковым. На словах много говорилось о том, что у каждой газеты должно быть свое «лицо», но на деле все упиралось в тупик, созданный самой партией. Действовал четкий идеологический подход. Все политические сообщения обязательно выносились на первую страницу. Там же стояли публикации о передовиках социалистического соревнования, Доска почета, сводки о надоях-намолотах, новости области и так далее. Как такового, индивидуального «лица» у газет не существовало. Допускалось лишь небольшое отличие в шрифтовом оформлении, а все фото строго должны были соответствовать пропорциям газетной страницы.

Те времена «подстриженных» под одну гребенку

Реклама
газет давно позади. Практически все газеты уже печатаются офсетным способом. Казалось бы, однообразия уже не должно быть в оформлении, поскольку верстка на компьютере позволяет творчески подходить к созданию «лица» газеты. Но что мы видим? Увы, все тот же шаблон советского времени, хотя и в помине уже нет прежнего диктата на тот счет, какие материалы и как располагать. Тогда почему столь популярен прежний шаблон? Отчасти потому, что по нему легко верстать газету. Не надо каждый раз заново настраивать макет. Все уже просчитано и остается лишь «кусками» текста заполнить.

Ситуация просто дикая. Что мешает зайти в Интернет, чтобы посмотреть, как верстаются западные газеты? Правда, там качественная полноцветная печать. Но и газет, печатающихся в одну краску, тоже немало. И что интересно, там очень красиво подают фотографии. Сейчас уже есть программы, с помощью которых очень легко наложить на фото различные рамочки-маски. Минутное дело, а страница газеты приобретает неповторимый вид. Даже заголовки можно оформить с художественным подходом.

Реклама

Правда, любой верстальщик скажет, что в типографии может не оказаться в шрифтовой базе компьютера того или иного шрифта, и тогда на пленке для офсетной печати пойдут крякозябры. Согласен, не спорю. Но здесь выход очень простой. Дайте заголовок не шрифтом, а в виде фотографии. Она точно пропечатается при любых обстоятельствах. Опять же, заголовки в форме фотографий очень легко накладывать в какой угодно последовательности на другие фото. Более того, в такой заголовок можно вверстать что угодно.

Ничего нового выше о подаче информации не сказал. Все это давно известно и успешно применяется на Западе. Тогда что за чертовщина у нас в СМИ? На этот вопрос попробуйте ответить сами. Просто положите на столе веером несколько номеров местной газеты с несокрушимым шаблоном и попытайтесь найти между ними хоть какие-то отличия в верстке. Некоторое разнообразие вносят лишь снимки, на которых меняется сюжет. Все остальное из номера в номер «под копирку».

Реклама

Ну, что мешает дать на первой странице «подвалом» фото в виде панорамы? При нынешних цифровых фотоаппаратах такое фото сделать — пара пустяков. Что мешает на первой странице (или на какой-то другой) дать фоторепортаж и оригинально оформить сами снимки? Читатель сначала обращает внимание на иллюстрации, а уж потом только переходит к текстам. Такова «автоматика» у нашего зрения. Поэтому несколько фото на странице всегда придадут материалам «читабельность».

Что мешает на компьютере заверстать небольшие заметки в оригинальные художественные рамочки? Нет таких рамочек? Не смешите! В Интернете можно скачать что угодно. Было бы лишь желание работать творчески. Но, похоже, желания этого и нет. А чего стараться? Зарплата будет та же самая, а читатель жаловаться никуда не станет. И в редакции при такой «железной» логике из номера в номер продолжают «шлепать» газету по надоевшему шаблону. Времена уже другие, а мышление осталось на прежнем уровне.

Первая «газета», как известно, была выбита на скале с помощью камня и зубила. Прошло много веков, появились бумага и печатный станок. Сейчас уже можно обойтись без бумаги и печатной машины, если перейти на электронную версию. Но как прогресс повлиял на «лицо» провинциальных изданий? Увы, никак. За редким исключением (речь о дорогостоящем редизайне), в ходу остается все тот же устаревший по всем меркам шаблон советского периода.

Реклама