Сначала они представляли собой сооружения без систем автономного обеспечения. Проще говоря, над головой был мощный железобетон, способный выдержать прямое попадание авиационной бомбы. В таком бункере имелись помещения для обслуживающего персонала и войскового командования. Строились и правительственные бункеры долговременного пребывания в них. Как правило, это были очень сложные и очень глубокие подземные сооружения частично или полностью автономного обеспечения, включая системы энергетики. Повышенная секретность и особая маскировка позволяли такие бункеры совершенно незаметно для населения строить даже в крупных городах.
Как пример — бункер Сталина в современной Самаре, не столь давно рассекреченный и открытый для посещения туристами. Данный бункер среди специалистов считается самым глубоким времен Великой Отечественной войны.
Представьте себе двенадцатиэтажное здание, которое ушло под землю. Строительство бункера под зданием Куйбышевского обкома партии началось в конце февраля 1942 года и было завершено через девять месяцев. Нижний этаж бункера практически полностью повторяет московскую станцию метро «Аэропорт», но в уменьшенном масштабе. Строительство велось круглосуточно. На любой из этажей бункера можно было спуститься лифтом прямо из обкома партии, войдя через днем и ночью охраняемую дверь. Кроме того, имелся запасной вход со двора, замаскированный под техническое второстепенное помещение.
Впечатляют размеры бункера. Все помещения — очень просторные. В каждом из них до потолка несколько метров. Скажем, в кабинете Сталина до потолка — четыре метра! Кабинет полностью копирует тот, что в Кремле, включая мебельную обстановку. Для заседаний был построен в бункере специальный зал на 115 человек. Все двери на всех этажах герметичные.
Особые требования во время строительства предъявлялись к специалистам и рабочим. Бункер возводили лучшие метростроевцы. Все они потом получили пожизненную подписку о неразглашении государственной тайны. До 1991 года в городе никто не знал об объекте № 1. Даже в Москве лишь три человека имели доступ к документу с грифом самой высокой секретности.
Был ли Сталин в этом бункере? Документально не подтверждено. Но по логике — вряд ли. У него имелись бункеры в самой столице и в Подмосковье. А после того как фашистов отбросили от Москвы, потребность в Куйбышевском бункере отпала.
Самое большое количество бункеров построено было для Гитлера — более десяти! Бункеры имелись также у Муссолини. (Кстати, в ноябре 2014 года в Италии принято решение открыть один из бункеров Муссолини для посещения туристами). По одному бункеру было у Черчилля и Рузвельта.
В наше время строительство бункеров — нормальная практика в ряде государств. Например, в США это дело поставлено на промышленную основу. Здесь любой желающий может заказать или купить уже готовый бункер. В зависимости от степени защиты стоимость — от двадцати до ста тысяч долларов. Простейший бункер делается строителями на глубину до десяти метров. По сути своей там лишь бетонная коробка с усиленным перекрытием. «Отсидеться» в таком бункере можно при запасе продуктов и воды несколько дней или недель. На случай техногенных или природных катастроф такой бункер вполне годится. Но в ядерной войне он не спасет.
Ученые считают, что в атомной войне «отсидеться» под землей не получится даже в самом совершенном бункере со всеми автономными системами. Причина в том, что в ходе так называемой ядерной зимы (когда в атмосферу поднимется от взрывов бомб огромное количество пыли и она на многие годы перекроет солнечный свет) на всей планете начнется ледниковый период. Но суть даже не в этом, а в том, что применение мощного ядерного оружия спровоцирует на Земле чудовищные по силе землетрясения с невиданными в истории человечества тектоническими разрушениями. А это значит, что внутри любого бункера сместятся перекрытия и начнутся обвалы. Опасность еще и в том, что в бункерах долговременного действия (годы и десятилетия) тектонические подвижки даже на один сантиметр могут вызвать аварию атомного источника электричества и тепла, сходную с аварией на Чернобыльской АЭС. В этом случае от радиации ничто уже не спасет. Ну, а мутации на генном уровне приведут к тяжелым болезням и вырождению.
Спасение нашей цивилизации от нависшей угрозы ядерной войны ученые видят только в том, чтобы государства не на словах, а на деле стремились к разоружению и мирными путями решали конфликты и проблемы.