Щедро одаривала то куском хлеба, в виде сытного, почти домашнего, ужина — за вычерченную кому из девчонок аксонометрию, то хорошим, добрым вечером в светлом и уютном чертёжном зале, тишина которого становится ещё глубже, после того как постепенно замирает и прячется где-то за тёплой батареей центрального отопления дребезжание стекла, потревоженного в оконной раме порывом злобствующего на улице ветра. И так здорово, что ещё нескоро туда, где темень по-зимнему непроглядного вечера чуть подсвечена размытыми в морозном воздухе фонарными бликами.
Не-ет! Ещё не скоро. Только-только чертёжную рамку завершил. Пока и не прикидывал даже, где и как тот разрез делать.
А вот моего закадычного друга, Витьку, инженерная графика не любила. Чертёж и развернуть не успеет, как старый Тиммиев уже разрисует ему весь ватман своими чернилами.
— Вот. Вот здесь ещё. И-ии… Тут. Как наносятся на чертёж размерные числа? С какой стороны разметочной стрелки они ставятся? Как задаётся размер между смежными элементами детали?
И, не дожидаясь ответа, ручкой:
— Вот так. Вот так он, уважаемый, и наносится, и задаётся…
А пока, порхая по листу, ручка разрисовывает синим весь чертёж, определяя его будущую постоянную прописку исключительно на дне какого ближайшего мусорного пластикового ведра или урны, стой и молчи тихонечко, не переключая внимание старика на личность свою, столь позорно мало разбирающуюся в многочисленных ГОСТах Единой системы конструкторской документации. Если вообще разбирающуюся… Потому, что убедить тебя в обратном — ну, минутное дело просто.
— Что? Случайность, молодой человек, говорите? Читали ГОСТ? Знаете? ГОСТ, Виктор, свет… Э-ээ… Как? ГОСТ, Виктор, свет, Палыч, не читать… Изучать его надо. А вы, видимо, действительно читали. Да и то — не оч-чень внимательно! Вы посмотрите. По одним размерам только у вас… Раз. Два… Пять… Пять ошибок. И что?
А то, уважаемый, что мы с вами только по одному ГОСТУ пять ошибок насчитали. Пять! И вы ещё пытаетесь что-то сказать про то, что читали? ГОСТ, молодой человек, не детектива какая, его на сон грядущий — не надо. А вот изучи-ить…
Всё поняли? Ну, а раз поняли, то сворачивайте. Исправленный чертёж через неделю принесёте. Покажете. И по ГОСТу нанесения предельных размеров и отклонений — будьте готовы!
Поэтому когда сдали итоговый экзамен по предмету, было понятно, кто по той графике вздыхал с сожалением, а кто и с радостью неподдельной:
— Фу-уу… Сда-ал!
И зачётку — вверх. Под самый потолок.
Кто ж тогда знал, что рано… Рано ещё радоваться! Уже после защиты диплома аукнулась Витьке инженерная графика.
* * *
Чтобы диплом на руки получить, сначала надо было обходной лист подписать. На кафедрах разных, в библиотеке, на вещевом складе. И по обходной бумажке убедить кадровика, заведовавшего выдачей заветных корочек, что за время учебы ты никому и ничего не задолжал.
Какое не задолжал? На вещевой склад приходишь:
— Вот. Штампик бы…
— Ща-а-ас… Посмотрим, посмотрим…
И личную карточку сдачи-выдачи — из специального ящичка:
— Так, так… Наволочка, полотенце, простыня, пододеяльник, подушка. А одеяло? Одеяло верблюжье где?
— Вот. Какое получал, такое и сдаю. Какое ещё верблюжье? Да они хоть были когда у вас, на складе?
Хорошо, вечерницы знакомые на складе. Поставили штамп, побежа-ал дальше…
* * *
— Вить, чё смурной такой?
— А-аа! — и рукой, безысходно так, сверху — вниз…
— Ладно, не паникуй раньше времени. Давай, рассказывай. Что там ещё?
— Да-аа… Я, оказывается, в чертёжном зале ещё со второго курса серую деталь № 2 должен.
— Серую? Это что, вторая контрольная? По разрезам и сечениям?
— Она самая…
— А точно — должен? Может, что перепутали?
— Да нет. Номер два — моё. Детали ж на контрольную по порядковому номеру в преподавательском журнале выдавали. А я — как раз вторым по списку подгруппы шёл.
— Как же ты? Потерял, что ли?
— Да нет. Как потерял? Деталь же в чертёжный зал под залог студенческого выдавали. Не сдал бы её на учебный склад, так бы и ходил без него. А он — вот, родненький! Видишь?
— Да вижу, вижу! И как тогда?
— Очень даже просто. Скорее всего, я уже заканчивал чертить, а кто-то из наших, может, даже из другой группы, подошёл без студенческого. Не бежать же за ним, билетом этим, в общагу. Я-то, вот он, ухожу уже. Свою деталь сдал, новую, для кого-то, получил. Пойди, вспомни теперь, почти через четыре года, для кого…
Человек отчертил своё, сдал образец, ему ту, вторую деталь, что под другим номером, вычеркнули, студенческий мой отдали. А через него, он и ко мне вернулся.
Заканчивал чертить этот, невспоминаемый, видно, уже к закрытию. Вечерница, что деталь злополучную, серую № 2, мне выдавала, на занятия свои торопилась, опоздать боялась. В спешке и забыла её из журнала выдачи вычеркнуть. А сейчас, пойди, найди её… Вечерницу ту. Может, года два, как уже и закончила.
Делать-то что? Неужели, без этой серой детали, диплом не выдадут? Ну-у… Труба-а!
— Ладно, Вить, не гоношись. Пошли во второй корпус. Перекусим в столовке. Что на голодный желудок? Руку поднять, репу почесать, и то — тяжело… Перекусим да с новыми силами прикинем, перец к носу, что делать. Ну, и подуспокоишься чуток. Холодная голова, она завсегда луч-че соображает…
— А-аа… Пошли!
* * *
— Ви-ить… А это что за куча у здания котельной?
— Да металлолом. Он тут не первый год лежит. Пионеры, видать, собрали, а сдать — не успели. В комсомол невовремя их приняли.
— Постой, постой. Подождёт шницель хлебный с пюре. Сворачивай, посмотрим, что это за лом.
* * *
— Ха! Смотри какой чугуний! А вот… Вентиль в сборе. И как раз — почти на четверть скол по нему идет.
— И что из того?
— Деталь № 2. Разрезы и сечения. Витя-а! Она ж должна именно такая быть — со сколом, чтобы ты внутреннее устройство сборной детали представлял. Как и где ты сечение будешь проводить, если и сам не знаешь: а что там, внутри? Ну! Чем тебе не деталь № 2?!
— «Серая». Се-ра-я деталь! А эта ржавулина… Да ты только посмотри на неё!
— Витя… А ремонт, что каждый год в общаге идёт? У коменданта что, краски в запасе нет? Ой… Не смеши меня так больше! Нам и нужно-то. Полстакана чёрной и белил самую граммульку.
— А ржавчину счистить перед покраской? Она ж тут за многие лЕта… И чем? Опять — у коменданта?
— Успокойся. Ты что, на выставку достижений народного хозяйства деталь эту предлагаешь? Прямо по ржавчине — кисточкой. Пошли обратно. Берём краску, разводим. Красим серым. Пока пообедаем, — подсохнет. Возвращаемся из столовки, остатками белил рисуешь «двойку» и тащишь, весь такой счастливый, свою «серую деталь № 2» в чертёжку.
Всё. Считай, нужный штамп в обходнике уже стоит.
— Не-ее…
— Ну, что ещё?!
— Не-ее, за час обеда масляная краска не высохнет.
— Ну, и?.. Завтра с утра отнесёшь. Ты на бельевом складе был? А в библиотеке? Вот ими и займешься после обеда!