Красиво не соврать - истории не рассказать? Про съемки эпопеи «Освобождение»

Реклама
Грандмастер

Фильм «Жаворонок», снятый в 1964 году, во многом предопределил направление работы Юрия Джорогова. Когда начались съемки эпопеи «Освобождение», вспомнили, как он добывал танк, и предложили работать в том же направлении, но в значительно лучших условиях, одним из директоров серии фильмов о войне, на должности ответственного за военную технику и военные эпизоды. Поскольку он неплохо говорил по-немецки, работа с немецкими актерами тоже в значительной степени была на нем.

Несчастный Гитлер

Фильму о войне нужен был Гитлер… А самый известный в то время Гитлер был Фриц Диц. Джорогова попросили связаться с ним и пригласить в Москву на пробы, но не говорить, что ему предложат роль Гитлера, лучше называть Манштейна. Он не понял, почему ему так сказали, но так и сделал. Фриц Диц приехал, переночевал в гостинице, наутро сам Джорогов приехал за ним на машине, чтобы вручить ему текст роли и довезти до студии.

Увидев, что ему дали, актер немного удивленно сказал, что он — Манштейн, они перепутали и дали ему не ту роль… Поняв, что путаницы нет, он очень огорчился. К тому времени Фриц уже много лет работал в кино. Играл хорошо, но… Слишком часто — Гитлера. Он до старости не получил никаких званий или повышений по службе из-за этого. Он, став уже известнейшим мастером, получал за свою работу ту же ставку, что в молодости, когда только начинал играть…

Реклама

При этом, поскольку он был профессионалом, сыграл все сразу и великолепно. А представители «Мосфильма» подвинули идею — по партийной линии решили обратиться к руководству ГДР, чтобы те отметили великолепную игру актера хоть каким-то званием. И кроме этого добились оплаты работы актера по двойной ставке. В общем — помогли, чем могли.

Съемка переправы через Днепр

При съемках фильма «Освобождение» (той серии, которая про форсирование Днепра) есть маленький эпизод (минута, не более): на пароме через реку плывет танк, в паром попадает немецкий снаряд, взрыв, паром пробит, наклоняется — и танк, вместе с высунувшимся из своего люка механиком-водителем, скатывается в реку.

Реклама

При съемке сцены переправы режиссеру вдруг захотелось это снять! А танк — почти антиквариат, стоит чудовищно дорого! А если он и впрямь утонет, то… А если утонет каскадер — то вообще…

Администратору удалось договориться с военными. Приехали водолазы, было выбрано не слишком глубокое место с твердым дном возле самого берега, и после того как взорвался взрывпакет и загорелось заготовленное тряпье — для густого дыма, танк с каскадером на месте механика покатился с накренившегося парома. Когда они вместе с танком ушли под воду, а эпизод (снимавшийся под несколькими разными ракурсами несколькими разными камерами) сочли отснятым, к месту утопления со всех сторон из-за кадра кинулись сверху, по воде — катера, а снизу, из-под воды — аквалангисты. Каскадеру дали воздух из баллона и вытащили его наружу, танк тут же зацепили тросами — и несколько тягачей дружно вытянули его на берег, который был всего в паре десятков метров. Обошлось.

Реклама

…Да, я и сам помню — не было там густого дыма. Был взрыв как бы снаряда, был высокий столб воды — и Т-34−85 покатился под воду, а из люка механика-водителя торчала голова. Но — так я запомнил рассказ автора.

Съемка артподготовки

Когда в серии про операцию «Багратион» снимали эпизод, связанный с результатом залпа «Катюш» по обороне немцев — тоже были свои сложности. Известно, что «Катюши» холостыми не стреляют. Для эпизода были выделены три установки. За несколько километров от них были построены декорации, изображавшие немецкую оборону. В блиндажах, надежно защищавших от взрывов РС-ов прятались статисты. После залпа и взрыва всех снарядов статисты выбегали по команде из блиндажей и начинали метаться, сопровождаемые уже бутафорскими фейерверками.

Реклама

Неподалеку от установок залпового огня стояла и наблюдала за съемками большая группа генералов. И интересно, и ответственность. И наверное, вспоминали, как это было на самом деле. Когда по команде режиссера был произведен залп, все взорвалось, и на холмах в нескольких километрах начали метаться статисты… Генералы увидели, что выстрелили только две установки. Третья не сработала. И сидевший в ней капитан, заклиненный на приказе «Огонь», начал исправлять неисправность — и вот-вот все исправит, а затем даст залп. Туда, где все уже выскочили из укрытий. Нашелся бравый полковник, который, громко матерясь, успел добежать и выволок незадачливого стрелка из кабины, не дав тому отстреляться. Говорят, этот полковник вскоре получил повышение по службе и в звании.

Но жертвы все же были. Ночью умер от инфаркта один из тех генералов, что наблюдали за съемками фильма. Сердце не выдержало.

Как часто то, что в кино выглядит так просто — снять настолько сложно!

Реклама