Любитель печатать фотографии имел соответствующее оборудование. У нас дома были даже книги по фотографии.
Печать черно-белых фотографий была проще и дешевле цветных и потому была более распространена. В нашей семье фотоаппарат появился в 1957 году — папа купил «Зоркий-2С». Последние фотографии на нашем оборудовании были напечатаны моим младшим братом в 1986 году.
Папа покупал пленку и с загадочным видом запирался в кладовке — ведь пленка заправлялась в фотоаппарат в темноте, иначе ее можно было нечаянно засветить и тогда она становилась бесполезной. В пленке было 36 кадров, но первый кадр мог засветиться. Прежде чем щелкнуть, нужно было выбрать удобное место, удачное освещение, настроить фотоаппарат. Для правильной настройки фотоаппарата использовали экспонометр — устройство для определения световых условий съёмки.
Пленку всю прощелкали? Теперь нужно ее извлечь из фотоаппарата обязательно в темноте. Далее пленку проявляли. Для этой процедуры нужны были химические реактивы и бачок.
Пленка проявлена — ее следовало высушить. Для этого на веревочке с помощью бельевой прищепки пленка закреплялась за тот самый первый испорченный кадр.
Мокрую пленку пальцами? Вы испортили какие-то кадры. Нужно очень осторожно за края пленки. Наконец пленка высохла и все пытаются в негативах разглядеть себя. Опять нужно напоминать: пальцами к кадрам не прикасаться. Если на пленке есть кадры, достойные дальнейших затрат, то можно приступать к процессу печати.
Процесс печати фотографий — это священнодействие. Необходимо иметь: фотоувеличитель, реле времени, лабораторный фонарь, кадрирующую рамку, глянцеватель, ванночки для проявления фотографий и пинцет, чтобы доставать фотографию из ванночки. Еще покупали фотобумагу и химические реактивы: проявитель, фиксаж (закрепитель) и реактивы для тонирования (по желанию).
Печатались фотографии ночью, когда дети спали. Движение в доме прекращалось, окно занавешивали одеялом, свет всюду выключали, и кто не спал — ходил на цыпочках. С фотобумагой и пленкой для чёрно-белой фотографии можно работать только при красном свете, поэтому весь процесс печати происходил при свете лабораторного фонаря с красным светом.
Проявитель и закрепитель приготовлены и разлиты по ванночкам, стоят две ванночки с чистой водой. Фотоувеличитель готов к работе. Кадрирующая рамка установлена. Фотобумага и пинцет под рукой. Чтобы сделать тонированную фотографию — коричневую или зеленую, готовился специальный раствор и заливался в отдельную ванночку. Включайте лабораторный фонарь и гасите свет!
Пленка прокручивается, и на простой белой бумаге виден кадр. Если он отличного качества, то можно сделать большую фотографию. Если резкость плохая, то можно попробовать сделать маленькую фотографию.
Фотобумага бывает матовая, глянцевая и тиснёная разных размеров: от маленьких — 6×9 см, до больших — 30×40 см. Если в наличии была фотобумага большого размера, а нужно напечатать маленькие фотографии, то большой лист разрезался специальным фотографическим ножом при красном свете. Бумага тут же пряталась в пакет, чтобы случайно не засветить — фотобумага чувствительна к свету, как и не проявленная пленка.
Из пакета доставался один лист, укладывался под фотоувеличитель. Включали фотоувеличитель и реле времени — если реле нет, то считать до десяти. Продержав нужное время, фотоувеличитель и реле отключали, лист отправлялся в проявитель. В проявителе лист оставался нужное время — на нем постепенно проявлялся снимок. Опытный фотограф знал, сколько следует держать в проявителе: если передержать, то фотография получалась темной, если недодержать — светлой. С помощью пинцета бумага доставалась из проявителя. Для тонирования фотографии лист опускали в нужную ванночку. Далее лист отправлялся в чистую воду — смыть проявитель и после этого — в закрепитель (фиксаж).
Потом бумага промывалась в ванночке с чистой водой. И сушиться. Фотографии клали на газету, чтобы вода стекла с бумаги. У нас не было глянцевателя, папа использовал большое стекло, чтобы фотографии получились глянцевые: мокрые отпечатки с помощью резинового валика приклеивали к очищенной поверхности стекла — лицевой стороной на стекло, где они высыхали. К концу процесса печати, все стекло было оклеено снимками. Обычно утром фотографии легко отходили от стекла.
С глянцевателем сушить фотографии стало проще: снимки клали на зеркальную поверхность глянцевателя и включали прибор. Глянцеватель нагревался до 50−70°С при времени процесса 6−10 минут — сухие фотографии отпадали.
С раннего утра домашние толпились у стола, выхватывая свеженапечатанные фотографии друг у друга. Они имели свой особый запах.
Качество фотографий зависело от настройки фотоаппарата, качества проявленной пленки, времени проявления/фиксации.
Получение хорошей черно-белой фотографии — это искусство!
Вспомнился один забавный случай — любители всего советского зааплодируют. Однажды старший из моих братьев — тогда еще старшеклассник, разобрал фотоаппарат. А когда собирал, какие-то детали остались «лишними» — он не знал куда их девать. Проблему решил просто: завернул в мятую бумажку, думал заняться ими позже. Убирая комнату, я решила что это мусор и ту мятую бумажку выбросила. Будете смеяться, но качество фотографий от этого не пострадало.
Любительские фотографии — не лучшего качества, но это не просто снимок мгновения, а история, маленький эпизод из жизни. Фотографии — это маленькие радости от воспоминаний о детстве, где я — ребенок, и рядом молодые папа и мама.