…В одном чопорном английском семействе случилось событие вполне закономерного толка: почил глава семейства. По случаю кончины собираются все его близкие и дальние родственники, друзья, коллеги и даже случайные персонажи, вроде парня, что просто решил повидаться со своей пассией, приходящейся покойному племянницей. Однако церемония все никак не может начаться — то гроб с другим усопшим доставят по ошибке, то старший сын запаздывает из Америки, то никак не привезут из дома престарелых дядюшку Альфи.
Впрочем, даже когда кворум соболезнующих и сочувствующих состоялся, процедура прощания грозит превратиться в балаган. Сначала один из присутствующих, случайно заевший стресс не той таблеткой, переворачивает гроб с покойником, затем в кулуарах появляется таинственный карлик, мечтающий стрясти с опечаленных наследников выкуп в обмен на сведения и фотографии весьма скандального характера. Мертвецу-то спешить некуда, а вот священник явно куда-то торопится слинять, но собрать всех членов семьи покамест не представляется возможным, ибо кому-то взбрендило залезть нагишом на крышу, другим нужно срочно решить амурный вопрос, а третьи в панике пытаются избавиться от еще одного трупа…
Полагаю, личность Фрэнка Оза в особом представлении не нуждается. Англичанин, чьи родители в начале пятидесятых эмигрировали в США, был с детства увлечен фамильным бизнесом — кукловодством. На этой стезе он подружился со знаменитым кукольником Джимом Хенсоном, с коим на всем протяжении семидесятых тесно сотрудничал над созданием легендарных «Маппетов». И даже свой режиссерский дебют, фэнтезийный мультфильм «Темный кристалл», Оз оформил на пару с Хенсоном. А затем их пути разошлись: Хенсон продолжил экспериментировать с куклами, а Оз подался в большое кино, сняв пародийный ужастик «Лавка ужасов», ремейк одноименной картины 1960 года.
Наибольшую славу режиссеру приобрел на стыке 80−90-х годов, когда дважды выстрелил искрометными комедийными хитами «Отпетые мошенники» и «А как же Боб?». Однако уже в девяностых, когда конъюнктура юмора поменялась, Оз под новые веяния моды подстроиться не сумел. Его фильм «Вход и выход» о школьном учителе, неожиданно осознавшем свою гомосексуальность, несмотря на ряд забавных мизансцен, кажется неудачной попыткой пошутить «на злобу дня». Обыгрывая внезапный и нездоровый интерес нации к лицам нетрадиционной ориентации, Оз и не заметил, как сам поспособствовал дальнейшему копанию в этой теме. Его попытка сменить жанр (криминальный триллер «Медвежатник» с Де Ниро и Нортоном) тоже успехом не увенчалась: картина, несмотря на приличный кастинг, совсем не интригует сюжетом и слабовата на диалоги.
Фактически, «Смерть на похоронах» — это единственная полноценная комедия положений, снятая режиссером за последние десять лет. Только в непривычном для Оза «черном» цвете.
Будем откровенны, фильм смешной, хотя бы местами. Чувствуется рука мастера, способного рассмешить аудиторию. Но сами методы явно изменились, Оз уже не полагается целиком и полностью на профессионализм актеров, а использует стопроцентные, но, увы, не слишком достойные себя приемы. И если без легкого налета «голубизны» по сценарию обойтись не удавалось, то без эпизода с голой задницей и шуток про испражнения можно было вполне обойтись. Эти сцены явно вставлены для того, чтобы порадовать определенную часть зрителей, воспитанных на опусах братьев Уэйанс. Ход, оправданный коммерчески, но неожиданный для автора «Отпетых мошенников».
Учитывая, что любимый актер Оза, Стив Мартин, отказался от участия в фильме, а Эдди Мерфи уже давно вышел в тираж, режиссер в кои-то веки отказался от приглашения в свой фильм звезд мирового значения. Может, от того, что бюджет проекта составлял скромные 9 миллионов, а может, и наоборот, отсутствие громких имен на афише позволило создателям существенно сэкономить на гонорарах. В титрах значатся профессионалы второго эшелона, большей частью из Англии, но есть и американцы, в частности, искрометный Алан Тьюдик из «Истории рыцаря» и «Безумных каникул».
«82% процента зрителей смеялись до слез», — гласит российский слоган фильма. Ваш покорный слуга, видимо, относится к оставшимся 18%, хотя, врать не буду, в паре сцен и мне довелось улыбнуться над злоключениями героев. Преимуществом черной комедии можно считать то, что все шутки произносятся исключительно с каменным выражением лица, от чего становится еще смешнее. Разумеется, в жизни выпавший из гроба покойник вряд ли вызовет улыбку у собравшихся, но в этом и прелесть «Смерти на похоронах», что она абсолютно «неполиткорректна» по отношению к смерти. Впрочем, ближе к финалу авторы одумались и решили немного оправдаться перед зрителем. Хотя без перчинки Оз все равно обойтись не смог, о чем свидетельствует последний кадр.
В родном североамериканском прокате комедия Фрэнка Оза прокатилась кое-как. А вот за пределами США «Смерть на похоронах» не ударила в грязь лицом, отдаленно напомнив режиссеру былые деньки, когда его фильмы становились однозначными хитами. Сам Оз воспринял поражение на родине стоически, но все же на неопределенное время оставил большой экран, предпочтя ему телевидение. А после и вовсе завязал с творчеством. Не хотелось бы, чтоб навсегда, но мы будем помнить и любить его не за последние опусы, а за яркие и самобытные комедии восьмидесятых, которые по-прежнему остаются непревзойденным образчиком хорошего вкуса и эксцентрического юмора.