…В относительно недалеком будущем Земля превратится в помойку, гетто, населенное оборванцами, нищими и голодными. Буржуазия в свое время сделала ход конем, оборудовав себе пентхаус на околоземной орбите, названый по мотивам античной мифологии Элизиумом — миром, где царит вечная весна и где нет житейских забот и печалей. Избранные перебрались на небо, остальным 99 процентам жителей некогда голубой планеты остается лишь плевать в космос и мечтать о несбыточном переезде.
Бывший заключенный Макс, когда-то зарабатывавший на жизнь угонами машин, теперь встал на путь праведный и в поте лица трудится на заводе по производству роботов и прочей техногенной ерунды для миллиардера Карлайла. Однако прошлое постоянно норовит напомнить о себе: то дружки склоняют к выгодному дельцу, то механизированные копы по старой памяти утюжат конечности. Ради работы и куска хлеба Макс готов терпеть унижения и побои, потому как иной альтернативы, кроме тюрьмы или бродяжничества, у него не предвидится.
Увы, даже в столь малом счастье Максу было отказано. В один «прекрасный» день на производстве что-то заклинило и бедняга получил дозу радиации, несовместимую с жизнью. Существовать парню осталось дней пять, и то на таблетках. Единственный шанс на спасение — это билет на Элизиум, где в каждом доме без толку простаивает волшебная барокамера, излечивающая от всех недугов. Проблема в том, что эмигрантов на небе не жалуют, расстреливая нелегальные корабли на подступах. Но Максу позарез нужно, а когда нельзя, но сильно хочется, то можно…
Как известно, Бломкамп учился киношному мастерству в Канаде, закончив ванкуверскую школу компьютерной графики и спецэффектов. Заметьте, не на режиссера, оператора или сценариста, а на специалиста по визуальным излишествам, коими страдает каждый второй голливудский блокбастер. А посему не удивляет тот факт, что когда молодому человеку, испорченному быстрой славой, доверили сто с лишним миллионов, он поспешил спустить их на красивую картинку.
Допустим, Бломкамп торопился воспользоваться предоставленной возможностью. Так нет же, с премьеры «Района № 9» минуло четыре года: молодой талант проявил поистине кэмероновское терпение. Чем же он занимался все это время? Создавал Пандору? Переосмысливал классику? Изобретал революционные спецэффекты? Нет, он прорисовывал космическую станцию Элизиум, виды которой занимают примерно процентов пять от общего хронометража фильма. А еще придумывал экзокостюмы главных персонажей, позволяющие им играть в Халка. А также внес скромную лепту в пополнение фантастического жанра новыми видами оружия, в частности, дробовика, способного взрывать воздух. В общем, потрудился в поте лица.
Смешно, конечно, на что иные постановщики тратят годы кропотливой, но, увы, никому ненужной возни. Все эти «революционные» новшества позабавили бы Майкла Бэя с его «Трансформерами», а уж братья-сестры Вачовски так и вовсе надорвали бы живот. Далеко за примерами ходить не надо, тот же Дункан Джонс, которому также после «Луны 2112» доверили крупнобюджетный проект «Исходный код», обошелся куда менее впечатляющей суммой денег и снял здоровский, непредсказуемый и динамичный триллер. «Элизиум» Бломкампа — унылый набор штампов с хорошими актерами и невнятной, но технологичной попыткой залезть на территорию «Дитя человеческого».
Главный вопрос, который должен занимать зрителя всю дорогу: зачем вообще было городить огород, когда единственное, за чем несчастные обитатели рвутся на небо — это бесплатные камеры-лечилки. Не проще было правительству Элизиума снять напряжение, отоварив землян парой-тройкой сотен подобных чудо-машин? Нет, само собой, куда удобнее сидеть на подпиленном сучке, периодически отражая атаки нелегальных перебежчиков и поощряя революционную ситуацию. Спишем все на воинственный характер министра обороны Делакурт, которой просто необходимо периодически вымещать накопившееся зло на несчастных, стремящихся вылечиться за государственный счет? Или, по мнению авторов (и мисс Делакурт), бедные не должны быть здоровыми, иначе их разум будет занят не поиском пропитания и лекарств, а лучшей жизни, которая, как известно, на голубой планете уже невозможна?
В процессе просмотра вопросы к сюжету назревают, но не тиранят мозг аудитории, так как экшна в «Элизиуме» намного больше, нежели в дебюте Бломкампа. Снято все живо, грозно и боевито, как брови домиком Мэтта Дэймона, подхватившего проект из рук музыканта Эминема. Только вот чем запредельный уровень насилия объясняется, не совсем понятно. Источником жестокосердия является персонаж Шарлто Копли, который переметнулся на темную сторону силы и после роли затюканного клерка из «Района № 9» сыграл у Бломкампа мерзопакостного негодяя, садиста, убийцу и неуправляемого агрессора, рвущегося к власти. Здесь нет классовой ненависти или меркантильного соображения, просто агенту Крюгеру нравится убивать. Мотивация для фантастического фильма, прямо скажем, недостаточная. А членовредительство без должного повода — это как индийский фильм без песен и танцев: смотреть можно, но утомительно и скучно.
Выводы неутешительные. Вместо ожидаемого прорыва в жанре мы получили еще один штампованный фантастический боевичок, который по глубине замысла равняется на инфузорию-туфельку, а по уровню визуальных эффектов неспособен переплюнуть даже картины десятилетней давности. То ли Бломкамп плохо учился в техникуме, то ли его подпортила внезапная слава, но «Элизиум» сложно признать оригинальным произведением. Это, скорее, коллаж из набивших оскомину клише про бедных и больных, мечтающих стать богатыми и здоровыми, а иным способом, кроме как набить кому-нибудь морду, это сделать не получается.