За последние 14 лет французский режиссер, автор «Подземки», «Никиты», «Леона» и «Пятого элемента», снял всего четыре полнометражных фильма, не считая его работы над долгоиграющим и мало кому интересным мультсериалом про Артура и минипутов. За этот же период времени Бессон спродюсировал, страшно подумать, почти сотню картин. Разумеется, что на постановку у него времени совсем не осталось, тем более что периодически он является и соавтором сценария к собственным опусам.
В народе принято считать, что Бессон окончательно сдулся и из-под его пера ничего достойного выйти не может по определению. Поэтому и новая картина «Малавита», несмотря на приемлемые сборы в кинотеатрах, была в мире, и в России в частности, как-то оплевана «по умолчанию». И кажется, что не зря.
…Известный в узких кругах итальянский мафиози Джованни Манцони в какой-то момент посчитал, что достаточно пожил и сдал своих подельников с потрохами. Его показания позволили властям упечь за решетку не только мелкую рыбешку, но и босса Дона Луккезе, который затаил на предателя кровную обиду. Джованни предусмотрительно подписался на программу по защите свидетелей, но, зная мстительный характер Луккезе, вынужден при малейшем шухере спасаться бегством. Так он уже несколько лет колесит по Европе, раз в полгода меняя местожительство, имена и легенду. А вместе с ним и его семейство — жена, дочь и сын.
Вот и на этот раз семья итало-американцев должна покинуть уютный домик в Ницце и переехать в тихий нормандский городок. И снова попытаться наладить быт, познакомиться с соседями, наладить общение со сверстниками. Только теперь Джованни что-то потянуло на творчество. Обнаружив среди хлама работоспособную пишущую машинку, он принялся без устали шлепать мемуары, чем крайне насторожил ФБР. Представившись жителям захолустья, как писатель Фред Блэйк, гангстер старательно строчит байки о своем «героическом» прошлом, пока его домочадцы с трудом вклиниваются в новые условия бытия.
Однако сколько веревочке не виться, рано или поздно, могущественный Дон обнаружит «крысу» и отдаст своим головорезам приказ зачистить нору. Блэйку-Манцони остается лишь надеяться, что удача его не покинула, а семья в нужный момент поддержит своего папашу…
Тонино Бенаквиста — весьма популярный во Франции романист, лауреат нескольких премий, в том числе за соавторство сценария к кинофильму «Читай по губам» (2001). По понятным причинам, за пределами родины книги писателя повышенным спросом не пользовались. До тех пор, пока Бессон не решил экранизировать его легкий криминальный роман «Малавита» (в вольном переводе — «дурная жизнь»). Вообще-то, на момент съемок Бенаквиста уже успел сотворить продолжение, поэтому у «Малавиты» Бессона есть все шансы обрести сиквел. Если к тому времени Роберт Де Ниро будет способен по-прежнему веселиться над собственным имиджем главного киногангстера всея Земли.
Что интересно, лента совсем не похожа на экранизацию. Сценарий настолько прост и безыскусен, что никак не тянет на литературное произведение. «Заслуга» ли это самого писателя, или «тяжкий труд» Бессона и его соавтора Майкла Колео, сказать трудно. Судя по всему, никто из вышеперечисленных в процессе не напрягался, а посему адаптация смотрится как очередной бессоновский флик с именитыми звездами в кадре и полной обоймой штампов.
Главное достоинство Бессона-продюсера — умение делать деньги из воздуха. И чем проще материал, тем легче из него лепится стандартный середнячок, который, хоть звезд и не хватает, но затраты окупает стабильно. Так было с бесконечными «Перевозчиками» и «Такси», почему бы не попробовать себя в несколько ином жанре, тем более что на этот раз высасывать диалоги из пальца не нужно, все уже готово и упаковано в обложку.
В то же время нельзя сказать, что «Малавита» плохой или скучный фильм. Нет, он просто обычный и предсказуемый. Одни и те же удачные шутки (например, периодические «фантазии» отца семейства) повторяются по нескольку раз, дабы выжать из гэга максимум. В третий раз уже не смешно, но кого это волнует? Очевидно, что создатель и не ждет оваций, ему бы бюджет отбить, а редкие положительные отзывы — приятный бонус, не более. Уже давно не самоцель.
Главным козырем «Малавиты» (кстати, так зовут собаку семьи Манцони, а в оригинале фильм именуется просто «Семья») является не избитый сюжет и простецкий сельский юмор, а актерские работы, недаром же исполнительным продюсером картины значится Мартин Скорсезе, под чье имя в ленте согласились участвовать маститые голливудские звезды — Де Ниро, Пфайффер и Томми Ли Джонс. Про первого и так понятно, он в последнее время не слишком щепетилен в выборе проектов, хотя с его репутацией и фильмографией уже ничто не страшно. Мишель Пфайффер тоже успела побывать в роли криминальной дивы, мы помним и любим ее по ролям в «Лице со шрамом» и комедии «Замужем за мафией». Последняя могла бы стать лакмусовой бумажкой для «Малавиты», потому как работа Джонатана Демме на голову выше нынешнего французского опуса, хотя столь же бесхитростна в избранных создателями средствах.
Несмотря на явную комедийность ситуации, лента как-то неуверенно балансирует между жанрами, словно не зная, к какому берегу приткнуться. Тут и драма, и триллер, и романтика, и даже криминальный боевик ближе к финалу. От легкого чтива создатели незаметно переходят к всамделишным трупам, словно и не было яркого южного солнца, забавных перепалок за ужином и традиционных школьных кадров, когда новенький ученик вживается в незнакомую и враждебную среду. Мешанина стилей смотреть кино не мешает, но и цельности картине не придает.
Спору нет, ключевой прикол с просмотром Де Ниро и Томми Ли Джонсом «Славных парней» отлично характеризует общий настрой — пародия на все, что попадает в кадр. На некогда крутых гангстеров и копов, на роковую красотку, что теперь взрывает провинциальные магазины, на туговатых и назойливых французов, на американский стиль жизни и еды. Или все-таки черная комедия, учитывая явные насильственные склонности Манцони, который привык решать любые насущные проблемы, включая и жилищно-коммунальные, при помощи «доброго слова и тяжелых тупых предметов».
Печально, что очередной своей работой Люк Бессон подтвердил наши худшие опасения: нам больше не видать самобытности «Подземки», пронзительности «Леона» и искрометности «Пятого элемента». Творчество окончательно трансформировалось в бизнес.