Хьюза не назовешь плодовитым режиссером, точнее, он предпочитал доверять свои идеи другим, как он считал, более талантливым постановщикам. Тем не менее в период с 1984 по 1991 годы он снял восемь фильмов в жанре комедии и мелодрамы. Трудно сказать, на каком поприще Хьюз добился большего успеха, ибо, за что бы он ни брался, всегда получалось блестяще. В его активе сценарии к таким известным хитам, как «Один дома», «Бетховен», «Кудряшка Сью» и «101 далматинец». Частенько Хьюз выступал в качестве продюсера, благо что к успеху шел недолго и быстро обрел финансовую самостоятельность.
К его режиссерским удачам можно отнести и молодежную ленту «Выходной день Ферриса Бьюлера», и искрометную комедию с участием Стива Мартина и Джона Кэнди «Самолетом, поездом, машиной», и романтическую ленту «Кудряшка Сью». Но знаменитым Хьюз стал благодаря своей ранней работе — камерной драме из жизни школьников под названием «Клуб «Завтрак» (1985). Этим фильмом режиссер обозначил новый тренд в молодежном кино. Многие, если не все, бросились подражать его стилю, иные весьма удачно («Огни святого Эльма» Джоэла Шумахера), другие тупо и бездарно копировали под кальку. Кое-кто и сегодня пытается воссоздать на экране атмосферу восьмидесятых («Отвези меня домой»), но понять и прочувствовать то время в новом тысячелетии уже невозможно.
…Пятеро школьников вынуждены провести свой субботний выходной в школе. Проступки у них разные, а наказание одно на всех — высидеть восемь часов за партами и написать эссе на тему «Каким я себя представляю». За выполнением задания следит строгий преподаватель мистер Вернон, поэтому покинуть пределы класса не представляется возможным. Впрочем, даже в стакане можно устроить бурю.
Компания собралась разношерстная. Хулиган Бендер постоянно пререкается с учителем и пытается поддеть всех присутствующих провокационными вопросами. Спортсмен Эндрю больше полагается на собственную силу, чем на умение ответить едкой колкостью и безуспешно защищает от пошлых намеков Бендера «королеву бала» Клэр. Последняя взирает на собравшихся свысока, делая вид, что попала сюда случайно. И пока хлипкий ботаник Брайан пытается вставить слово в разговор сверстников, его соседка Эллисон громко грызет ногти и издает редкие, но весьма характерные звуки неодобрения всего происходящего.
Конфликт неизбежен, ибо все пятеро незнакомы друг с другом, их связывает только общая школа. Но пройдет время и хулиган все-таки понравится принцессе, а борец разглядит в психопатке внутренний свет. Они никогда не станут друзьями, но навсегда останутся членами своеобразного клуба, коим однажды субботним утром пришлось позавтракать вместе в пустынной школе…
Нынешнее поколение всерьез считает «Американский пирог» лучшей молодежной комедией, когда-либо снятой в Голливуде. Не спорю, у братьев Вайц получилось неплохое кино, когда речь идет о стандартных школьных фликах, обсасывающих тему школьного бала, потери девственности и первых сексуальных опытов. «Клуб «Завтрак» — отнюдь не комедия, и даже не романтическая лента, а полноценная драма, хотя в фильме Хьюза немало трогательных и смешных моментов. Просто автор сделал так, что моменты эти не воспринимаются чужеродными скетчами, призванными подогревать интерес к происходящему. Это не пресловутый смех в зале, накладываемый на звуковую дорожку, и не сортирный юмор, вызывающий однозначную реакцию в зале. Юмор у Хьюза тонкий, а поэтому не каждому понятный.
Кому-то может показаться, что в кадре ничего не происходит. Одни разговоры, общение, конфликты, слезы, признания — сплошной «Дом-2». Но стоит приглядеться к этим подросткам, чтобы понять — они впервые в жизни столкнулись с тем, что взрослые называют «возрастным кризисом». Они еще не настолько опытны, чтобы философски воспринимать неудачи, но уже готовы биться насмерть, чтобы отстоять собственный взгляд на жизнь. Эта молодежь знает цену ошибкам и находится на том этапе взросления, когда готова на «любой кипиш, кроме голодовки».
Эпизод с завтраком можно считать самым забавным, тем более что по еде отлично прослеживается характер каждого персонажа: хулиган остается голодным, издеваясь над питательным меню ботаника. Спортсмен заваливает стол кучей углеводов и белков, «принцесса» выкладывает набор для суши, а нервозная Эллисон сотворяет с родительским сэндвичем маленькую и совершенно несъедобную революцию.
Как и всякий культовый фильм, «Клуб «Завтрак» со временем оброс множеством фактов и интересных подробностей со съемок. Известно, что Джон Хьюз так и не смог найти общего языка с талантливым, но трудно управляемым актером Джаддом Нельсоном (Бендер). А постоянные ссоры последнего за пределами съемочной площадки с актрисой Молли Рингуолд (Клэр) всерьез бесили режиссера. Изначально планировалось, что картина будет пополняться сиквелами каждые десять лет, но нежелание Хьюза продолжать сотрудничество с Нельсоном поставило на этих планах жирный крест.
Многие моменты в фильме — это чистая актерская импровизация. Может быть, поэтому лента кажется настоящей и искренней, а проблемы, обсуждаемые в кадре — актуальными и по сей день. Учителя клянут учеников, боясь себе представить, что эти люди через пару десятков лет будут заправлять страной. Школьники ненавидят преподавателей и находятся под постоянным гнетом родительских ожиданий.
Мы часто слышим про то, как суперзвезды Голливуда начинали свою карьеру в проходных фильмах, постепенно забираясь на гребень волны и завоевывая публику годами. С исполнителями главных ролей в «Клубе» сложилась совершенно иная ситуация — все они рано прославились, чтобы затем уйти в забвение. Сегодня актерам уже хорошо за сорок (а кому-то и за пятьдесят), и можно уверенно сказать — никто из них звездой так и не стал. Ни рыжеволосая красавица Молли Рингуолд, ни взрывной Джадд Нельсон, ни даже потомок знатного киносемейства Эмилио Эстевес (сын знаменитого голливудского актера Мартина Шина и родной брат Чарли Шина). Вся их слава так и осталась в восьмидесятых, но тогда они были настоящими кумирами американской молодежи.
Не секрет, что Джон Хьюз написал сценарий своего шедевра в течение двух жарких июльских дней. Даже известный шлягер группы Simple Minds «Don't You (Forget About Me)» писался, наверно, дольше. В ленте вообще много хорошей музыки, создающей неповторимую атмосферу того времени. Певцы Билли Айдол и Брайан Ферри впоследствии кусали локти, что отказались сотрудничать с Хьюзом. Как и Николас Кейдж, коему режиссер предлагал роль Бендера.
Несмотря на то что «Клуб «Завтрак» так и не получил сиквела (а может, благодаря этому факту), картина впоследствии разошлась на киноцитаты: отсылки к фильму встречаются в более чем пятидесяти американских лентах. И вполне заслуженно солидное издание Entertainment Weekly признало работу Хьюза лучшей из всего, что когда-либо снималось в Голливуде на школьную тему.