«Хоббит: Пустошь Смауга» (2013). Сказка - ложь, да в ней намек?

Реклама
Грандмастер

Безусловно, экранизация Питером Джексоном «Властелина колец» внесла весомую лепту в популяризацию творчества английского писателя и поэта Джона Р. Р. Толкина. Кое-какие попытки делались кинематографистами и прежде, но все они канули в лету, за исключением, разве что, серии полнометражных мультфильмов конца семидесятых годов.

Мало кто знает, что даже в Советском Союзе (тогда еще «самой читающей стране в мире») по мотивам «Хоббита» был создан фильм-спектакль с участием Игоря Дмитриева и Ивана Краско. Не говоря уже о несостоявшемся проекте начала 90-х, в котором роль Гэндальфа предназначалась Николаю Караченцову.

Если бы не упорство продюсера Сола Зейнца и не галактических масштабов энтузиазм Питера Джексона, то и всем известная трилогия могла бы зависнуть на стадии измышления. Столь амбициозных проектов история кинематографа не знала ни до, ни после. Риск оказался делом благородным: «Властелин колец» не только опустошил карманы зрителей на миллиарды долларов, но и запустил в киномире новую моду на жанр фэнтези. Во многом Джексону и компании мы обязаны появлением других сказочных проектов. Как в кино, так и на телевидении («Игры престолов»).

Реклама

В прошлом году Джексон начал новый крестовый поход. Изначально идея экранизации детской книжки «Хоббит, или Туда и обратно» в эпической стилистике «Властелина колец» казалась затеей странной и сложно выполнимой. Однако создатели заранее замахнулись на дилогию, которую в итоге растянули до трех фильмов на период с декабря 2012 по декабрь 2014. Решение во многом политическое и коммерческое, нежели связанное со стремлением наиболее полно отразить замысел писателя. Потому как выжимать из короткой повести целую сагу — занятие неблагодарное, хоть и финансово выгодное. И если в первой части («Хоббит: Нежданное путешествие») притянутые за уши события и персонажи глаз не мозолили, то в сиквеле «Пустошь Смауга» чувствуется явный перебор с собственной фантазией авторов, коим приходилось многое за Толкина додумывать и детализировать.

Реклама

…Одержав победу над королем орков Азогом, туристы во главе с Торином «Дубощитом» и Гэндальфом благополучно покинули поле боя на гигантских орлах. Впереди новая напасть — густая волшебная чаща, пристанище огромных прожорливых пауков и недружелюбных лесных эльфов. Угостившись «гостеприимством» бессмертных ушанов, гномы оказались за решеткой, в том числе благодаря несдержанности Торина, не забывшего старые обиды. Однако Бильбо, познав радость магического кольца, невидимкой пробирается к узникам и отправляет их вниз по реке весьма необычным видом транспорта.

Пока Гэндальф в компании с лесным чародеем Радагастом рыщет в поисках проснувшегося Зла, гномы и хоббит сплавляются в бочках в Озерный город людей, ближайший населенный пункт по соседству с Одинокой горой. Путешественников подгоняют не только злобные орки, но и время, ведь тайный проход в царство Эребор можно увидеть только с последним лучом осеннего солнца. Но проникнуть через черный ход — это лишь полдела. Чтобы добыть священный камень Аркенстоун, при помощи которого Торин надеется объединить разрозненные племена своих сородичей, гномам придется сначала одолеть нового хозяина Горы — коварного и могущественного огнедышащего дракона Смауга…

Реклама

Поклонники творчества Толкина в курсе, что «Хоббит» и «Властелин колец» — это две совершенно разные книги. «Хоббит» — короткая детская повесть, «Властелин» — эпическая сага в трех томах. И посему неудивительно, что когда Джексон и его сценаристы принялись осваивать «Хоббита» в свойственной им манере, получилось не совсем то, что изначально задумывалось автором. Известно, что сам Толкин крайне раздражительно относился ко всем попыткам экранизаций своих произведений и такой подход не одобрил бы однозначно. Его потомки способны лишь судиться за авторство, но повлиять на гигантский голливудский конвейер по производству блокбастеров неспособны.

Разночтений с книгой обнаруживается масса, и все они из разряда «для пущего эффекта». Так, в качестве ностальгии по временам «Властелина» в кадр запустили раздобревшего лицом Леголаса, а также привлекли к повествованию темных личностей вроде Сарумана, Саурона и назгулов, коих в «Хоббите» даже близко не было. Не секрет, что король орков Азог благополучно слился в битве с Даином и до событий книги не дожил. Не говоря уже о том, что гном Кили не влюблялся в эльфийскую лучницу, а пробравшиеся в Одинокую гору бородатые лазутчики и думать не смели о том, чтобы вступить в открытую схватку с драконом. Романтическая линия была включена для привлечения к экранам слабой половины, а уж финальное мочилово в недрах Эребора было исполнено исключительно ради отбития массивного бюджета. Фэнтези без спецэффектов — деньги на ветер.

Реклама

Вызывает ли столь вольное обращение с первоисточником раздражение? Забавно, но ни капельки. Во-первых, растягивание короткой книжки на 9 часов трилогии изначально подразумевало, что создатели будут фантазировать и дополнять историю новыми персонажами и событиями. И надо отдать им должное, они именно дополняют, а не перевирают, детализируют, и не искажают. Ляпы есть, без них никак, но заметить их невооруженным глазом сложно, а уж тем, кто не читал литературный источник, так и вовсе невозможно. Во-вторых, вместе с хронометражом растягивается и удовольствие. В-третьих, все «нововведения» не противоречат центральному сюжету, а лишь вносят «необходимые» коррективы. Ибо, по сути, Джексон снимает предысторию «Властелина колец», нравится вам это или нет.

Реклама

Ежели не гундосить и отвлечься от параллелей с книгой, то перед нами полноценный блокбастер со всеми традиционными для фэнтезийного мира элементами: шикарными спецэффектами, костюмами, декорациями и драматической музыкой Говарда Шора. Продолжение выглядит менее неожиданно в сравнении с первой частью, но продолжает гнуть свою линию и добивается неизменного успеха у публики: на момент написания рецензии «Пустошь Смауга» добралась до большинства территорий планеты и освоила в кассах кинотеатров более 600 миллионов долларов.

Тем не менее промежуточная серия больше связывает, чем развязывает, ибо главный апофигей состоится в декабре 2014-го, когда дракон, люди, гномы, орки, эльфы, орлы, волшебники и одинокий хоббит сойдутся в главном противостоянии, именуемом в книге «Битвой пяти армий». Только ради этого финального чукалова, которое обязуется быть не менее фееричным и мощным, чем осада Минас-Тирита в «Возвращении короля», и стоит дождаться следующей зимы.

Реклама