Комедия ужасов «Вкусная дрянь» (1985). Какие йогурты наименее полезны?

Реклама
Грандмастер

В российскую эпоху VHS, которая, к слову, наступила позже, нежели на Западе, многие забугорные кинокартины существовали на рынке под несколькими заголовками. Виной тому было полное отсутствие контроля над жизнедеятельностью подпольных переводчиков, да и владельцы видеосалонов частенько мухлевали с названиями, дабы загнать на один и тот же фильм побольше зрителей.

Даже махровой классике иногда доставалось, чего уж говорить о проходных опусах, коими зачастую просто добивали пространство на видеокассетах. Так раритетный ужастик 1985 года «The Stuff» режиссера Ларри Коэна продавался в киосках, демонстрировался в видеоточках и прокатывался на первых частных телеканалах сразу под несколькими названиями: «Масса», «Вкусная дрянь», «Штучка» и даже «Смертельный десерт». Впрочем, не будем всю вину списывать на переводческую братию. В конце концов, они всего лишь включали свою богатую фантазию, стремясь как можно точнее вырвать из банального английского словца контекст фильма. Тот самый случай, когда старания пропали даром — продукт получился, что называется, несъедобным. Во всех возможных смыслах.

Реклама

…Сторож некоего добывающего предприятия на обходе обнаружил в снегу странную белую массу. Не чтя заветы матушки, он потянул с пола всякую гадость, которая на вкус внезапно оказалась сладкой аки сахарная вата. Не прошло и пары месяцев, как случайно найденная вкусняшка попала в цепкие лапы маркетологов. И уже через полгода прилавки всех магазинов Америки заполонил новый бренд, от которого без ума и стар, и млад.

Продавцы творожных ломтиков и мороженого бьются в истерике. Шутка ли, их продажи падают ежедневно, а свято место тотчас заполняется сотнями и тысячами упаковок «Штучки». Рецепт новинки никому неизвестен, как и непонятно, откуда все-таки сей уникальный продукт попадает на столы американцев. Конгломерат предприятий решает воспользоваться услугами известного в узких кругах промышленного шпиона.

Реклама

Однако шпиону не удается раскрыть секрет популярного десерта. Более того, все, кто был причастен к экспертизам и проверкам таинственной массы, неожиданно испарились. Уволились, ушли на пенсию, отправились на Гавайи или банально завернули ласты. Подписи стоят, продукт продается пуще прежнего, а народ и в ус не дует, что частое потребление «штучки» вызывает привыкание похуже героиновой зависимости. Хуже всего, что рано или поздно масса покидает тело едока, оставляя после себя пустой манекен. И судя по популярности бренда, Новый Свет находится на пороге глобальной катастрофы…

Идея, между прочим, вполне себе стоящая. Этакий продуктовый апокалипсис, когда нация уничтожает саму себя, захлебываясь в дифирамбах вкусной жратве. Будь на месте Коэна постановщик с прямыми руками, например, Джон Карпентер, то замысел мог бы вылиться в интересный проект. Но Коэн, будучи истинным представителем ремесленного Голливуда, и не стремился выпрыгнуть из штанов. Ему было достаточно освоить бюджет и выдать на гора очередной продукт категории «Б», коему самое место в мусорной корзине. Спасало режиссера только то, что он не был выскочкой или самозванцем, а состоявшимся сценаристом, в том числе работавшим на телевидении над популярным сериалом «Коломбо». Правда, не учел Ларри, что его писанина, успешно пользуемая в рамках мыльных детективных опер, для киношного формата была слишком уж примитивной и безыскусной.

Реклама

Авторы фильма так и не определились вконец с миссией. То ли они хотели напугать, то ли рассмешить, то ли предостеречь. Убогий социальный подтекст чередуется фатально несмешными шутками, а вид рвотной массы, выползающей из человека, способен только испортить аппетит мирно завтракающему йогуртом обывателю. От картины за километр веет душистым запашком «бюджетности»: этакий пародийный трэш, лениво лупцующий нацию фаст-фуда. Так что название фильма отражает не только сюжет, но и суть происходящего на экране: чепуха.

Тем не менее, при желании, в ленте можно усмотреть множество аллюзий на современное общество потребительства. Тут вам и преступный сговор производителей, пытающихся узнать секретную формулу популярного продукта. И стадное чувство зомбированных масс, покупающих не то, что нравится, а то, что по телеку рекламируют. И алчность дельцов, готовых скормить своим соотечественникам что угодно, даже какую-то хрень, текущую из земли, лишь бы карманы набить. И, разумеется, отважная борьба за правое дело, когда хорошо информированное меньшинство тщетно пытается образумить тупое жрущее большинство.

Реклама

«Вкусную дрянь» губит прямолинейность подачи материала и совсем уж скромный вклад актерского состава, чьи имена вряд ли когда-нибудь засияют звездами на «Аллее славы». Впрочем, парочка известных лиц в кадре все же промелькнула. Во-первых, Дэнни Айелло, номинант Оскара и участник таких лент как «Гудзонский ястреб», «Леон» и «Последний Дон». Во-вторых, Пол Сорвино, коего зритель знает не только по многочисленным криминальным сериалам и фильмам, но и в качестве родного отца лауреатки Оскара Миры Сорвино («Великая Афродита» Вуди Аллена). Видно, что профессионалы отдыхают наравне с остальной частью съемочной группы, откровенно не напрягаясь, но и не сливаясь в трэш.

Реклама

Вот и получается, что при всех очевидных недостатках «Вкусная дрянь» представляет собой раритетный комедийный ужастик с более-менее приличным кастингом (исполнитель главной роли Майкл Мориарти, между прочим, неоднократный номинант престижной телепремии «Эмми»), дурацким сценарием и крайне неряшливой реализацией. По сути, винить за провал можно и нужно только самого Ларри Коэна, вершиной карьеры коего является сценарий к динамичному триллеру «Сотовый» (2004). А «Вкусная дрянь» заслуженно покоится в рубрике «нечто, смахивающее на кинохлам» и к просмотру не рекомендуется. Разве что, ради интереса, к чему может привести повальное увлечение сомнительными кисломолочными продуктами.

Реклама