Отдел внутреннего расследования инициирует дело, тем самым ставя под вопрос все, что Нику дорого и любо: бывшая семья с алиментами, «скромная» холостяцкая квартирка с видом на Бруклинский мост и лихие уличные гонки на байках.
И гореть бы копу в пламени предрассудков, не подвернись ему удача. Конклин посреди бела дня арестовывает наглого японского мафиози Сато, приехавшего в Новый Свет вершить свою якудзинскую вендетту. Однако по закону бандита надо экстрадировать на родину, где ему пропишут санаторные процедуры до конца жизни. Сопровождать Сато в страну Восходящего Солнца приходится самому герою дня и его молодому протеже Чарли. Увы, на выходе из аэробуса Ника и его приятеля поджидали сообщники мафиози (которые американцу, как и настоящие японские полицейские, все на одно лицо). Подписав какие-то иероглифы (оказалось, страховой полис), детектив самолично вручил якудзе их главаря.
Будучи человеком ответственным и любящим доводить дело до конца, американец настаивает на продолжении банкета и, несмотря на недовольство местных блюстителей порядка, остается в Японии, чтобы сцапать Сато повторно. Но на чужой территории действуют совсем иные правила игры, и если Ник не будет их соблюдать, он рискует стать историей с плохим концом…
Ридли Скотт по-своему уникальный режиссер, тонко чувствующий конъюнктуру. В конце 70-х — начале 80-х любые проекты, на которые он накладывал руку, превращались в золото. Начиная с дебютных «Дуэлянтов» (1977), затем «Чужого» (1979) и «Бегущего по лезвию» (1982). Боевик «Черный дождь» — это первый опыт англичанина в жанре полицейского экшна. Двумя годами ранее Скотт уже пытался сделать копа главной фигурой триллера «Тот, кто меня бережет», но лента, мягко говоря, не удалась. Осознав, что второго Хичкока из него не выйдет, постановщик взялся разрабатывать другую благодатную тему, благо, что в конце 80-х американцы резко воспылали интересом ко всему азиатскому.
Безусловно, было бы смело назвать картину оригинальной. По сути, перед нами модифицированный в экзотических декорациях Токио жанр «бадди-муви». На разность мировоззрений двух представителей закона, нью-йоркского детектива Ника (Майкл Дуглас) и японского инспектора Масахиро Мацумото (Кэн Такакура), накладываются культурные различия двух стран — то, что для западного копа хорошо, для восточного — либо смерть, либо бесчестие (что в некоторых случаях куда хуже). Авторы не постеснялись выставить самих американцев не в лучшем свете: геройствующий на чужбине Ник-сан для японцев — обычный «кайчи», чужак, потомок тех, кто устроил геноцид в Хиросиме и Нагасаки, и ровесник тех, кто усиленно подпитывает в молодом поколении «тлетворное влияние Запада».
«Черный дождь» для каждого из участников проекта открыл что-то новое. Для Ридли Скотта после двух подряд неудач (помимо триллера с Томом Беренджером, запишем сюда и фэнтези «Легенда», от которой все ждали куда большего) неожиданно теплый прием у публики и неплохая касса стали утешением в трудах. И позволили режиссеру сколотить бюджет для съемок следующего фильма — криминальной драмы «Тельма и Луиза».
Майкл Дуглас впервые в своей карьере снялся в полноценном боевике. Не обладая совершенными физическими данными и впечатляющей мускулатурой, Дуглас старается раскрыть характер своего героя, а не просто бездумно машет кулаками и палит из пушки. Его Ник во многом схож с персонажем более раннего «Смертельного оружия», такой же вспыльчивый, любвеобильный, настырный и бескомпромиссный. Полная противоположность своему скромному коллеге Мацумото, на роль которого пригласили японского актера Кэна Татакуру, неизвестного в Голливуде, но популярного на родине. Что характерно, Такакуре на момент съемок «Черного дождя» было уже 58, поэтому участие в международном блокбастере стало для него своего рода финальным аккордом. В 1992-м он еще раз попробовал силы в спортивной комедии «Мистер Бейсбол», после чего практически перестал сниматься в кино.
А вот для исполнителя роли Сато, 40-летнего Юсаку Мацуды, «Черный дождь» и впрямь стал последним проектом в жизни. Спустя семь недель после североамериканской премьеры фильма он скончался от рака. Сато — один из самых запоминающихся «импортированных» злодеев Голливуда — чистейшей воды психопат и безжалостный убийца, но при этом расчетливый делец, рвущийся к власти внутри якудзы. Без сомнения, Мацуда переиграл всех на площадке. Его дьявольский взгляд и хищный оскал стали визитной карточкой фильма. После удачной премьеры особо въедливые журналисты упорно муссировали слухи о продолжении, однако Скотт, узнав о скоропостижной смерти японца, наотрез отказался работать над сиквелом. Без Сато он не стоил бы и выеденного яйца.
Участие в картине стало прорывом и для молодого Энди Гарсии, успевшего засветиться в нескольких телесериалах и знаменитой гангстерской ленте «Неприкасаемые». Актеру досталась роль молодого напарника Ника, Чарли Винсента, коего жестокий Сато заманивает в смертельную ловушку. Гарсия, конечно, не успел выложиться на все сто, роль, скорее, эпизодическая, но зато цементирующая сюжет. Вскоре после «Черного дождя» Энди заметил сам Коппола и пригласил его в третью часть «Крестного отца».
Единственную сколько-нибудь значимую женскую партию исполнила Кейт Кэпшоу, жена того самого Стивена Спилберга, с которым актриса познакомилась на съемках «Индианы Джонса и Храма Судьбы». Эффектная блондинка Джойс — палочка-выручалочка для «кайчи» Ника, не знающего ни японских традиций, ни языка.
Спрашивается, почему подобных фильмов больше не снимают. Увы, времена бескомпромиссных героев канули в лету. Нынче в моде рефлексирующие персонажи, супергерои печального образа или, наоборот, угрюмые крепыши с одной эмоцией на весь фильм. Да и сценаристы «Черного дождя», Крэйг Болотин и Уоррен Льюис, больше ни разу не работали вместе, а последний известен разве что своим сценарием к мрачному фэнтези «Тринадцатый воин».
Первоначально картину должен был ставить Пол Верховен. Голландец по неизвестным причинам отказался от предложения (как и Джеки Чан, коему продюсеры опрометчиво предложили роль Сато), зато его соотечественник и товарищ Ян де Бонт был менее щепетильным. Именно он значится в титрах, хотя большую часть работы за него проделал другой оператор. Ну и, само собой, нельзя не отметить потрясающую музыку Ханса Циммера, который двумя годами ранее был незаслуженно обойден Оскаром за чудесные мелодии «Человека дождя».
Несмотря на то что «Черный дождь» так и не стал началом франшизы (Ридли Скотт принципиально не занимается сиквелами собственных лент), фильму это пошло только на пользу. И хотя рейтинг у ленты не слишком высокий, да и в фильмографии режиссера есть более именитые проекты, картина неизменно (как и «Гладиатор», и «Чужой») породила волну подражаний.