Заядлый рыбак и охотник, любитель активного отдыха Льюис призывает своих товарищей прокатиться на каноэ по бурной речке, намекая, что это их последний шанс — очень скоро весь район будет затоплен и на этом месте будет образовано искусственное водохранилище.
По сути, только неформальный лидер этой группы Льюис искренне наслаждается окружающей действительностью, остальные «участники регаты» выбрали сей способ провести выходные просто потому, что привычные развлечения им уже наскучили. Задумчивый, глубоко цивилизованный, привыкший всесторонне анализировать ситуацию Эд, безвольный и инфантильный страховой агент Бобби и возвышенный и творческий Дрю — типичная компания городских пижонов, решивших глотнуть чистого воздуха и получить свою порцию адреналина и экстремальных ощущений. И будьте уверены, они получат ее сполна.
Первый день приключений прошел по плану — путешествие вниз по реке, несколько крутых порогов, брызги, смех, восторженные лица, тихий вечер под луной, палатки на берегу реки, свежая рыбка, вино, пение Дрю под гитару и комары. На второй день Бобби, недовольный постоянными подколками над своей тучной внешностью со стороны Льюиса, пересел в каноэ Эда. Немного опередив своих товарищей, они пристали к берегу, чтобы размять ноги и опорожнить вчерашние излишества. На любой дороге есть повороты, на которые лучше не сворачивать и остановки, на коих лучше не задерживаться. Откуда могли догадываться Эд и Бобби, что простое желание «отлить в кусты» приведет их в руки двух местных подонков-извращенцев? Угрожая охотничьим ружьем, они привязали Эда к дереву, надругались над Бобби и собирались продолжить издевательства, если бы не меткая стрела Льюиса, насквозь пронзившая сердце одного из выродков.
Тихая прогулка по местным достопримечательностям с этого момента превратилась в тотальный кошмар, который обычно не предлагают в качестве дополнительной опции в турагентствах. Убийство человека, пускай и подонка, пускай и в целях самообороны, сделало продолжение отдыха в прежнем ключе невозможным. Теперь над горе-туристами нависла не только угроза быть схваченными на месте преступления, но и опасность мести со стороны второго мерзавца, который успел сбежать. Не говоря уже о том, что произошедшее событие перевернуло их представления о добре и зле и раскололо группу на две конфликтующие стороны.
Как поступить? По закону? То есть передать тело в руки шерифа и надеяться, что местный суд присяжных, состоящий, возможно, из родственников этих извращенцев, оправдает четырех чужаков, забредших в лес и убивших человека? Или пойти на сделку с совестью — закопать труп, скрыть улики и постараться забыть обо всем? Ситуация осложняется тем, что где-то рядом бродит вооруженный негодяй, и, помимо моральной стороны дела, городским парням предстоит решить еще один насущный вопрос — как выжить?..
Без сомнения, это самый известный фильм английского режиссера Джона Бурмена, коего отечественный зритель знает по фильмам «Экскалибур», «Изумрудный лес», «Надежда и слава» и «Портной из Панамы». Нет, картина не была осыпана наградами, фактически не получив ничего, кроме нескольких номинаций на Золотой глобус и Оскара. Да и сам режиссер, несмотря на достаточно серьезный послужной список, никогда не был обласкан критиками и премиями. Его дважды (в 1970-м за фильм «Лео последний» и в 1998-м за «Генерала») признавали лучшим на кинофестивале в Каннах и ни разу — на родине в Великобритании или в Голливуде. Плюс ко всему Бурмен никогда не был коммерческим постановщиком, что всегда делало его проекты малоинтересными для продюсеров и крупных студий, но привлекательными для актеров и сценаристов, которые могли быть уверены, что их старания не потеряются на фоне спецэффектов и каскадерских трюков.
Собственно, с «Избавлением» так и получилось: несмотря на достаточно напряженный сюжет, за который поблагодарим писателя и автора сценария Джеймса Дики (сыгравшего, кстати, в фильме роль шерифа), весь драматизм ситуации и пугающая обывателя реалистичность атмосферы создаются именно за счет великолепной актерской игры четырех ключевых персонажей. Уже состоявшиеся звезды Голливуда Берт Рейнольдс и Джон Войт, естественно, тянули одеяло на себя. Но и Ронни Кокс (будущий злодей в фантастических боевиках «Робот-полицейский» и «Вспомнить всё»), для которого это был всего лишь третий фильм, и дебютировавший в этой картине театральный актер Нед Битти, ничуть не уступали своим более именитым коллегам по цеху. Интересно, что Битти, сыграв самого физически слабого и неумелого персонажа, был единственным из всех, кто имел навыки управления каноэ.
В итоге у Бурмена получилась отличная смесь из психологической драмы и напряженного триллера. Картина распадается на две части, где первая — повествовательная, неторопливая, в стиле пейзажных зарисовок погружает нас в атмосферу дикой природы Америки, а вторая — стремительная и неожиданная, как сама бурлящая порогами река, по которой путешествуют главные герои. Только досмотрев фильм до середины, понимаешь, что название ленты несет в себе скрытый подтекст, некий двойной, даже тройной смысл. С одной стороны, всё это путешествие планировалось, как способ убежать от проблем, очистить голову от ежедневной рутины, успокоить нервы. С другой стороны, неожиданный поворот событий и череда трагических происшествий ставят перед обычными людьми, не имеющих навыков выживания, не говоря уже об опыте в сокрытии улик, буквальную задачу — избавление от тела. Наверное, одна из самых страшных и тяжелых сцен в фильме — это момент, когда все четверо руками копают могилу.
Есть и еще одно «избавление» — то, о котором участникам этой прогулки теперь придется только мечтать. Потому что убежать и скрыться можно от всех и от всего, но не от самих себя. И просыпаясь в холодном поту от очередного ночного кошмара, Эд еще долго будет жаждать избавления — в первую очередь, от своих воспоминаний.