1. «После нашей эры» (After Earth, 2013)
В качестве присказки: второй раз подряд индус М. Найт Шьямалан взялся окучивать стомиллионный бюджет (удручающий опыт трехлетней давности с «Повелителем стихий» его ничему не научил), а также впервые режиссер работал не по собственному сценарию, да еще и под чутким руководством (если не сказать вмешательством) продюсера и исполнителя главной роли Уилла Смита. Итоги неутешительные — критический разгром «После нашей эры» и жалкие сборы — картина реально рискует обернуться для создателей одними убытками.
А как все замечательно начиналось. Посмотрев какую-то передачу о выживании, Смит загорелся идеей сняться в кино вместе с сыном Джейденом, который всю дорогу будет спасать любимого папу. Уже позже сценарий перевели на рельсы постапокалиптики, сделав местом действия заброшенную Землю, одичавшую за 1000 лет после убытия человечества. Крутой и бесстрашный командор-рейнджер и его юный отпрыск попадают в аварию, и теперь, пока папа сломал ножку, его тренированный, но такой одинокий в большом лесу сын обязан добраться до контрольной точки и вызвать подмогу.
Сплошная зеленая тоска, снятая на последний писк цифровой техники от Sony. Стратегический ход Смита, мечтавшего столь искусно сделать киногероя из своего отчаянно переигрывающего в каждом кадре сынишки, обернулся тотальным коллапсом. Что, в общем, неудивительно, ибо Джейден с малых лет не демонстрировал особых талантов, а в памятной драме «В погоне за счастьем», где также находился в кадре вместе с отцом, брал исключительно детской непосредственностью. Ни шикарные визуальные эффекты, ни компьютерные пейзажи, ни богатая фауна забытой Богом и людьми голубой планеты не могут скрыть очевидного: с каждым таким фильмом Шьямалану все труднее будет искать высокооплачиваемую работу. И если «Повелитель стихий» — это просто фэнтезийный трэш, неудачная попытка залезть в чужой огород, то «После нашей эры» — банальная псевдофантастическая ерунда с бесцветными персонажами и наигранной искренностью.
2. «К чуду» (To the Wonder, 2012)
Противовесом разрекламированному «монстру» Шьямалана выступает камерный, интимный, невероятно красивый и удручающе бессюжетный опус Терренса Малика «К чуду», освистанный публикой Венецианского кинофестиваля. Ожидая повторения магнетического обаяния «Древа жизни», аудитория была вынуждена без малого два часа внемлить бессвязным диалогам на фоне изумительно роскошных кадров, созданных уверенной рукой оператора Эммануэля Любецки. Именно ради картинки заигравшийся с формой Малик пожертвовал содержанием, почикав на финальном этапе актерские эскапады Бена Аффлека, Ольги Куриленко и в особенности Рэйчел МакАдамс, от чьей мощной роли остались лишь куцые обрывки.
За сорок лет Малик снял шесть фильмов, и «К чуду» (название фильма отсылает нас к Мон-Сен-Мишелю, французской святыне, куда совершают путешествие главные герои ленты) — самый слабый из них. Одиозность фигуры режиссера, который неизменно пользовался успехом, в первую очередь, у интеллектуальной фестивальной публики, сыграла с ним злую шутку: от острых дискуссий и ломания копий по поводу «Древа жизни» зрители перешли к вялому обмену ощущениями. И, как выяснилось, обмениваться особо и нечем. Малик, как обычно, не удосужился посетить кинофорум, поэтому все претензии пришлось выслушивать брошенным на амбразуру Куриленко и продюсерам.
3. «Гагарин. Первый в космосе» (2013)Реклама
Второй раз подряд после «Легенды № 17» отечественные кинодеятели берутся за беспроигрышную тематику, расцвечивая яркими красками биографию человека, так много значившего для нашей страны. И тут получается вот какая космических масштабов аномалия — ругать картину Павла Пархоменко вроде как неэтично, ведь все-таки фильм о Гагарине Юрии Алексеевиче. И похвалить в то же время не получается, потому как сотканный из множества флэшбеков и пошаговой реконструкции «того самого дня» проект рассказывает не о Гагарине-человеке, а о советском супергерое. Увы, снова с чисто голливудской интонацией, от которой нынешнее российское кино уже и радо бы, но избавиться не в состоянии.
В Интернетах, разумеется, правды не найдешь. Ибо общее мнение таково, что пущай и нелепое, зато родное. Кто не с нами — тот не патриот. Оказывается, мы еще должны быть счастливы, что про Гагарина снимают, а не триллер про убийство честного бизнесмена Березовского от создателей «Один в один» с Куценко в главной роли. И спорить с этим сложно — своя рубашка ближе к телу. Мы поймем и простим. Простим исторические неточности, крайне схематичные наброски «второстепенных» характеров вроде Королева, издевательскую пародию на Хрущева и неуемный пафос о стране и временах, которые мы сами же и похоронили. А теперь вот с теплотой вспоминаем, фильмы снимаем, национальное достояние восполняем. Только вот эмоций хочется настоящих, не картонных, «не к празднику», а просто так. От души.
4. «Воображариум» (Imaginaerum, 2012)
Первая ассоциация с многострадальной лентой Терри Гиллиама (той самой, что доделывали всем миром после скоропостижной смерти Хита Леджера) будет верной и неверной одновременно. Не имея к ленте английского интеллектуала никакого отношения, картина финских киношников, по сути, исповедует тот же принцип — минимум сюжета, максимум абсурда.
Свободный полет фантазии основан на творчестве популярной метал-группы Nightwish, а сама лента представляет собой полуторачасовой музыкальный клип, экранизирующий в большом формате новый альбом с одноименным названием. Несмотря на избранный жанр фэнтези и присутствие в кадре ребенка, «Воображариум» — отнюдь не детское кино, а довольно мрачный сюр. Впрочем, любому, кто близко знаком с творчеством группы, это даже объяснять не придется. По этой же причине погружение в извилистые лабиринты сознания лидера Nightwish Туомаса Холопайнена будет интересно исключительно фанатам, но никак не широким зрительским массам.
Будто бы понимая, что ни один из вышеозначенных фильмов не будет пользоваться однозначным спросом, прокатчики поспешили вывалить в прокат свои прошлогодние запасы. Исключением стала лишь относительно свежая английская картина «Уличные танцы 3: Все звезды». Сия семейная детская комедия с танцевальным уклоном к известной франшизе никакого отношения не имеет, просто наши алчные прокатчики и не знали, как еще привлечь внимание зрителя. Пришлось пойти на подлог. И зря, ибо лента довольно милая, хотя и годится, скорее, не для большого экрана (тут формат 3D воду мутит), а для вечернего показа на канале Дисней.
Что касается запасов, то здесь имеем дело с датской девичьей драмой
Знаю, знаю, нынешний список дебютантов не слишком радует глаз, но тут уж ничего не поделаешь: первый кинопремьерный четверг июня слепили из того, что было.