Учитывая, что продюсированием картины занималась кинокомпания самого Круза, неудивительно, что звезда сыграла и главную роль, убив тем самым сразу двух жирных зайцев и одного худосочного зайчишку. Во-первых, Том записал в свой актив еще одного боевитого персонажа, пополнив ряды Итана Ханта из «Миссии невыполнима» и Роя Миллера из «Рыцаря дня». Во-вторых, он серьезно сэкономил на собственном гонораре, предпочтя вместо актерской зарплаты получить продюсерские дивиденды со сборов. Ну и не стоит забывать, что Ли Чайлд, чьи романы представляют собой отличный материал для Голливуда, успел наплодить целую коллекцию книг о Джеке Ричере. Проблема в том, что Круз в прошлом году разменял шестой десяток и, несмотря на отличную физическую форму, вряд ли собирается зачинать еще одну долгосрочную франшизу по типу той же «Миссии». И габариты актера тут совсем ни при чем.
…Питтсбург в шоке: психопат средь бела дня из снайперской винтовки убивает пятерых ни в чем неповинных граждан. Однако благодаря щедро рассыпанным на месте преступления уликам полиция быстро устанавливает личность убийцы. Им оказывается некто Джеймс Барр, бывший снайпер, принимавший участие в операции в Ираке. Барра незамедлительно арестовывают, но на допросе он не спешит признаваться в содеянном, а просит пригласить к расследованию Джека Ричера. Раздосадованные невозможностью быстро закрыть очевидное дело, копы руками заключенных укладывают обвиняемого в кому, а сами пытаются выяснить — как им разыскать таинственного Ричера?
Ричер же, увидев знакомое лицо в новостях, сам приезжает к следователям. Бывший военный дознаватель с кучей наград и безупречным послужным списком, он оказывается Барру вовсе не боевым товарищем, а человеком, желающим его скорейшего обвинения. Дело в том, что в прошлом снайпер уже был связан с похожим инцидентом в армии, однако тогда ему удалось ускользнуть.
Защитой Барра занимается адвокатесса-блондинка Хелен Родин, по совместительству дочь окружного прокурора, намеревающегося приговорить убийцу к смертной казни. В пику отцу Хелен заручается поддержкой Ричера, чтобы понять, почему ее подзащитному пришло в голову расстрелять случайных граждан. В ходе расследования Ричер и его помощница понимают, что Барр оказался пешкой в чужих руках, и на самом деле за этим вопиющим преступлением скрываются другие, куда более опасные люди…
Вообще, довольно странно, что Круз и компания выбрали для адаптации к большому экрану не первый роман из цикла о Джеке Ричере («Этаж смерти», 1997), а девятую по счету книгу под названием «Один выстрел» (2005). Видимо, разумно рассудив, что ежели главный персонаж вечно приходит из ниоткуда и уходит в никуда, то стартовать можно с любой точки. Главное — объяснить зрителю, детективов Ли Чайлда не читавшему, кто такой Ричер и почему он ведет затворнический образ жизни, скрывается от глаз властей и старается поменьше совать свой нос в чужие дела. Правда, как раз с последним он справляется из рук вон плохо, ибо вечно попадает в передряги, становясь козлом отпущения за чужие прегрешения.
Если честно, несмотря на теплое отношение к остросюжетной беллетристике, творчество Чайлда не показалось мне чем-то из ряда вон выходящим. Применительно к серии детективов про Ричера, так и вовсе, после прочтения очередной книги, а писатель выпустил их уже 17 штук (последний роман датирован 2012 годом), возникает ощущение дежавю и некоторого однообразия в сюжетах. Тем не менее нельзя не отметить весьма своеобразный, «рваный» и четкий, как выстрел, стиль повествования, а также то, что любая из книг Чайлда — практически готовый сценарий. Непонятно, почему Голливуд до сих пор не брал в расчет произведения этого писателя, предпочитая штамповать туповатые боевички и триллеры, сочиненные убогими безымянными графоманами.
Джек Ричер — типичный представитель новой литературы, за которым тянется шлейф наследия детективного жанра. Герой Чайлда вобрал в себя и аналитический склад ума классических сыщиков, и ковбойскую реакцию, и способность обидеть не только словом, но и ногой в пах. Это касаемо книжного прототипа.
А вот киношный вариант в исполнении Круза, в силу непонятных причин, скорее смахивает на смесь Джейсона Борна с Суперменом. Тут вам и непогрешимая тактика расследования, коей позавидовал бы сам Шерлок Холмс, и убойная сила ударов, превращающих человека в инвалида, и способность уничтожить банду головорезов практически голыми руками. Это истинно голливудская привычка превращать живого человека в машину для убийства не пошла на пользу триллеру, где некоторые моменты заставляют усомниться в здравомыслии авторов.
Тем не менее Том Круз, несмотря на смутное соответствие прототипу — это, фактически, единственное светлое пятно в картине, где сам Ли Чайлд неосмотрительно засветился в эпизодической роли дежурного полицейского. Удивительно, насколько опустился Кристофер МакКуорри со времен своего блистательного сценария к культовым «Подозрительным лицам». Мало того, что всю книгу перекроили в угоду штампам жанра (финальная рукопашная в стиле «Смертельного оружия» смотрится совсем уж нелепо), так еще и интригу выкинули в мусорку чуть ли не в середине расследования. Злодеи начисто лишены харизмы, если не считать таковой мутный глаз классика немецкого кинематографа Вернера Херцога, который на старости лет решил залезть на территорию Макса фон Сюдова. Главная женская роль отдана безликой Розамунд Пайк, которая на фоне Круза, знававшего куда более ярких партнерш, смотрится совсем бледненько. Из удачных партий вспоминаются лишь ветераны экрана Роберт Дювалл и Ричард Дженкинс, но на то они и профессионалы, чтобы из любого материала сделать конфетку.
Если вдуматься, Чайлд в своей книге затронул несколько серьезных тем, начиная от волны безыдейного насилия, захлестнувшей Америку, и заканчивая проблемой реабилитации бывших военнослужащих из горячих точек. Авторы же фильма очень ловко обошли все «скользкие» вопросы, обозначив лишь генеральную развлекательно-детективную линию. Недоумение вызывает и тот факт, что вполне солидный триллер с кучей трупов периодически прерывается на чуть ли не пародийные гэги, и там, где зритель должен держаться за сердце, он хватается за живот.
Впрочем, многие с моим мнением не согласятся. Хотя бы потому, что, не читав книги, воспринимают фильм совсем иначе. Этакий развязный боевичок с непривычно интеллектуальным Крузом и стандартным сюжетом про героя, устраивающего самосуд справедливости в обход щадящих американских законов. Сколько их было и сколько еще будет. Да и сам Круз, хоть и остался доволен финальными сборами, забравшимися за отметку в 200 миллионов долларов, не спешит разрабатывать золотую жилу. По крайней мере, на сегодняшний момент очередная экранизация похождений Ричера в его планах не значится.