К примеру, в ночь с субботы на воскресенье, когда в мобильнике села батарейка, а диспетчер решил вздремнуть на рабочем месте. Особенно неприятно стать заложником лифта людям, страдающим клаустрофобией. Или застрять в компании подвыпившего соседа, решившего на ночь глядя выгулять своего ротвейлера. И никому не улыбается оказаться запертым в четырех стенах в присутствии маньяка-убийцы или самого Дьявола.
…Суровое и пасмурное офисное утро. Неизвестный летун под монотонный голос за кадром совершает прыжок надежды с 35-го этажа небоскреба и аккуратно размазывается по крыше проезжающего мимо грузовика. Дело прыгуна достается детективу Боудену, утомленному мыслями о прошлом и невозможностью залить горе в настоящем. Однако не успел коп опознать самоубийцу, как злополучная высотка подкинула новых проблем: лифт застрял. Тревожный звонок поступил из службы охраны, усмотревшей в поведении пассажиров нечто недоброе.
Тем временем в кабине экспресс-лифта, зависшего в скоростной шахте, собралась теплая компания: быдловатый охранник, старая перечница, смазливая девица с плохими манерами, не в меру словоохотливый продавец матрасов и неприметный молодой парень небритой наружности. Все они крайне недовольны вынужденной остановкой, поэтому ведут себя вызывающе и явно намерены устроить скандал. Но лифт глух и нем к их перепалке, как и микрофон камеры, поэтому дежурный пострадавших видит, но не слышит. И в этот момент внутри гаснет свет.
Это местный электрик дядя Вася сделал попытку починить механизм перезагрузкой. Попытка — не пытка, подумалось продавцу матрасов, отчего он расстроился и внезапно умер, воткнув себе в шею кусок разбитого зеркала. Вот печалька, подумали остальные затворники и вжались в стенки негостеприимного убежища, подозревая друг дружку в содеянном преступлении. Одному лишь детективу Боудену ясно: убийца не просто так устроил резню, у него обязательно должен быть мотив. Так написано в энциклопедии юных сыщиков. И только мудрый охранник Рамирес уверен: все эти люди попали в ловушку неслучайно. Их туда заманил сам Дьявол, намеревающийся покормиться душами грешников…
Полагаю, всем известен классический детектив Агаты Кристи «Десять негритят». Самый популярный роман английской писательницы не только сам по себе был несколько раз экранизирован, но и до сих пор вдохновляет писателей и киношников на различные модификации сюжета про «идеальное убийство». Ключевые элементы: замкнутое пространство, таинственный душегуб и несколько жертв с сомнительным прошлым и беспросветным будущим. Из наиболее удачных адаптаций, разумеется, вспоминается хоррор-франшиза «Пила». А теперь и «Дьявол» Джона Эрика Даудла.
Чтобы понять, откуда растут волосатые ноги, разберемся с создателями данного опуса. Даудл — относительно молодой и пока еще перспективный режиссер, работающий в жанре фильмов ужасов. Его первой заметной работой в кино стал натуралистичный жутик «Пленки из Пукипси» (2006) — псевдодокументальное пособие для начинающих маньяков. Два года спустя режиссер был задействован в ремейке испанского ужастика «Репортаж», получившего название «Карантин». И только затем Даудла приметили более толстые кошельки, в частности, известный мастер интригующих провокаций М. Найт Шьямалан.
Собственно, набитая рука Шьямалана здесь чувствуется сразу. Индус, прославившийся в Голливуде своим «Шестым чувством», умеет закрутить интригу. Беда в том, что только закрутить. Все последние опусы этого режиссера и сценариста характеризуются крайне слабой концовкой, убивающей весь замысел на корню. Начиная со «Знаков» (2002) Шьямалан действует по принципу «а гори оно все синим огнем», когда в финале зрителю презентуется самая неудобоваримая и банальная разгадка из всех возможных. После провала «Девушки из воды» и «Явления» индус даже решился на эксперимент, попытав счастья на территории фэнтези («Повелитель стихий»), но и там потерпел оглушительное поражение. В общем, куда ни плюнь — одни «Золотые малины» и запах предстоящего фиаско.
Собственно, будучи занятым на съемках «Повелителя стихий», Шьямалан выступает здесь в роли сценариста и продюсера. Что сути дела не меняет, ибо проект полностью выдержан в его стиле и манере. Внимание, вопрос. Каким образом «Дьяволу», если отбросить сверхъестественные причины, удалось не только избежать «ягодных» наград, но и осыпать своих создателей долларовым дождем? Что ж, спрашивали — отвечаем.
Прибыль есть разница между затратами и доходами. А затраты на сей проект составили жалкие 10 миллионов, что по нынешним меркам и по шкале самого Шьямалана — просто нищета какая-то. За такие деньги, разумеется, никаких тебе Брюсов Уиллисов и Мэлов Гибсонов. И даже Марков Уолбергов. Только второстепенный кастинг. Да и зачем тратиться на пушечное мясо, все равно все умрут (ну или почти все). Спецэффекты тоже опустим. Какие на фиг визуальные пиршества вы хотели усмотреть в лифте? Это вам не круги на полях. Максимум, что позволил себе оператор Так Фуджимото, — это нарисовать на пленке страшную рожу, которая так напугала дежурного Рамиреса. Ну, а касательно пары-тройки трупов, так на канале НТВ в прайм-тайм еще хлеще бывает.
Вот так, избавив зрителя от расчлененки, кровищи и беспричинного насилия на экране, авторы получили заветный рейтинг PG-13, с коим можно смело готовить мешки для денег. Вся возня и членовредительство происходят в кромешной тьме, а публике остается лишь додумывать кошмары, отчего, кстати, становится лишь страшнее. Но «Дьявол» — это вовсе не фильм ужасов, по количеству пугающих моментов он проигрывает даже вышеупомянутому «Шестому чувству», где по экрану постоянно шастают мертвые мальчики.
Как это ни странно, «Дьяволу» удается приковать внимание зрителя на все 100 минут. Тот самый случай, когда подкупает простота истории и динамизм повествования. Ну и интрига, разумеется, ибо наследие Кристи сказывается. Хотя, конечно, если вспомнить «Десять негритят», то собака переодетая угадывается в два счета. По принципу — не кто дольше всех проживет, тот и Мефистофель, а кто слишком рано помер. Но это… тсс… спойлер.
Но главное, в чем на этот раз индуса не упрекнуть — это цельность. Если лифт в висячем положении удерживает некая сверхъестественная сила, то в финале нам не покажут фигу в виде злобных сотрудников госдепа, инопланетян или призраков замка Морисвилль. А покажут того самого дьявола. Слава богу, без рогов и копыт, а под прикрытием.
И даже привычная для Шьямалана религиозно-философская мораль смотрится здесь к месту, ибо, действительно, мы привыкли верить в бесовщину, а не в божественный промысел. А ведь одно без другого существовать не может.