Драма «Экипаж». Куда летим с большого бодуна?

Реклама
Грандмастер

То, что для Уипа Уитакера обычный день, для любого нормального человека — самоубийство при отягчающих обстоятельствах. Мужик не просто любит выпить, он, ее родимую, кушает. До, после и вместо приема пищи. И лакирует коксом, который, как известно, бодрит и настораживает. Про таких говорят: «Их не берут в космонавты».

В астронавты, может, и не берут, зато в летчики — пожалуйста. То, что Уип — алкоголик со стажем, многие не знают, но догадываются. У перегара есть дурная особенность бросаться в чужие ноздри. Но, как и полагается потомственному пилоту и пьянице, Уип не только профессионально рулит самолетом, но и весьма искусно врет. И как всякий лжец, рано или поздно, но попадается.

В одно «прекрасное» утро, не приходя в сознание, пилот усаживается за штурвал пассажирского лайнера. Беда не приходит одна, бодун сопровождается непогодой и косыми взглядами коллег. Но Уипу не впервой приходится «летать на автомате», и он даже успевать подремать, прежде чем самолет ломается и входит в неуправляемое пике. Летчик невероятными махинациями спасает и себя, и большую часть пассажиров, уронив судно где-то в полях Джорджии. И теперь, хоть и в статусе номинального героя, вынужден отчитываться перед профсоюзами, прессой, владельцами авиакомпании и бог знает еще перед кем, что не верблюд. Проблема в том, что анализ крови утверждает обратное: верблюд, да еще какой. И перед Уипом встает дилемма — либо продолжать врать во спасение своей циррозной печени, либо хоть раз сказать правду и надолго прилечь на тюремные нары…

Реклама

12 лет Роберт Земекис маялся фигней, осваивая одному ему интересные возможности компьютерных технологий. С настырностью, достойной иного применения. За дюжину лет режиссер своими руками не снял ни одного игрового фильма, полностью положившись на магию motion-capture. И когда ему это надоело (слава богу), решил повторить успех собственного «Изгоя» (2000).

Намаявшись с Хэнксом в анимационной экранизации «Полярного экспресса», Земекис воспользовался услугами другого, не менее уважаемого в Америке актера Дэнзела Вашингтона. Последний уже успел поднатореть в профессиональных драмах, ему только и стоило, что пересесть с поезда на самолет. Вашингтон, кстати, с большой неохотой соглашается на роли отрицательных персонажей, но, во-первых, отказать Земекису он не мог, а во-вторых, его герой как бы и не сволочь вовсе. Скорее, несчастный больной человек, если, конечно, придерживаться того мнения, что алкоголизм — это болезнь, а не «ты мне всю жизнь испортил, гадина такая».

Реклама

При чем тут «Экипаж», сказать сложно. В оригинале картина называется «Рейс», что куда более точно характеризует суть происходящего. Наши не удержались от соблазна сопоставить голливудскую драму с советским блокбастером. Ну, разумеется, и там, и здесь самолеты, одинокий гордый летчик, катастрофа и даже кое-какая любовь с мелькающим в кадре женским бюстом. Кстати, благодаря женским прелестям, а также периодически всплывающим на экране бутылкам с огненной водой и кокаиновым дорожкам, Земекис во второй раз в своей фильмографии удостоился взрослого рейтинга R. Пора бы уже Роберту повзрослеть, а то по работам его приятеля Спилберга уже давно можно изучать человеческую анатомию.

Реклама

Нет, Вашингтону третьего Оскара не дали, хотя он единственный, кому в этом фильме хоть немного веришь. И в угрызения совести, и в одиночество, и даже в праведный гнев алкоголика, которому посмели сказать, что он слишком налегает на выпивку. После триумфа в «Тренировочном дне» актер много халтурил, но не стоит его винить, он мог себе это позволить. А тут и сценарий подобрался интересный, и персонаж неоднозначный. Хотя Вашингтону, с его невероятной харизмой, и играть-то не пришлось. Его скупая мимика и глаза заблудшей овцы сами приводят зрителя к осознанию того факта, что перед ними не крутой мачо-мен, укладывающий стюардесс штабелями, а жертва страстей человеческих.

Реклама

А вот его основная партнерша по фильму британка Келли Райлли, участница сурового триллера «Райское озеро» и молодая жена Ватсона в новом «Шерлоке Холмсе», не слишком удалась. Невнятный такой персонаж, хоть и выписанный с пониманием. Вроде и наркоманка, причем героиновая, но выглядит вполне прилично. Не так шикарно, как Надин Веласкес, блеснувшая своими телесами в начале ленты, но зато душа главному герою родственная и заботу почти материнскую проявляет. И эти трогательные переживания о случайном незнакомце немного смущают, ибо на кой он ей сдался, пьяница и без пяти минут поедатель баланды. Но так задумано сюжетом, где мораль занимает отнюдь не последнее место.

Реклама

Вот кто совершенно фееричен, так это Джон Гудман в роли порнорежиссера и по совместительству наркодилера. Его хоть и мало в кадре, зато благодаря ему зритель узнает еще одно верное средство от похмелья. Правда, весьма дорогостоящее и уж точно с народной медициной не связанное.

Я не случайно ранее упомянул «Изгоя», ибо и тут, и там Земекис пытается построить весь фильм на психологических трансформациях главного героя. Но если история нового Робинзона Крузо (кстати, там без авиакатастрофы тоже не обошлось) действительно заставляет задуматься о том, насколько неисповедимы пути господни, то версия с раскаявшимся алкоголиком почему-то больше смахивает на рекламное полотно, приуроченное к акции «Пьянству — бой!». И в том, и в другом случае открытый финал предполагает, что в жизни главного героя все сложится хорошо, но в грядущее счастье Хэнкса больше верится, нежели в радужные перспективы Вашингтона. Ибо первый стал жертвой обстоятельств, а второго просто жареный петух в попу клюнул. А когда исправляешься под гнетом системы, всегда есть шанс вернуться на круги своя, как только от этой самой задницы отлегло.

Вот и получается, что авторы хотели рассказать о тяжелой судьбе простого парня, а получилось воззвание к гражданской совести. И нет боли душевной за мытарства героя, несмотря на талантливую игру дважды лауреата Оскара, ибо не страдает он вовсе. Если уж на то пошло, то намного сильнее и правдивей на ту же тему вещает драма «Покидая Лас-Вегас». Там и безо всяких крушений самолетов обошлись, кстати.

Реклама