Опасения насчет «Метро» были. И немалые. Личность постановщика доверия не внушала, как и избранное направление творческой деятельности. Во-первых, катастроф в нашем отечестве хватает и в реальности. А чтобы достойно воплотить на экране столь масштабный жанр, нужны приличные средства, коих у российских продюсеров отродясь не было. Во-вторых, предыдущая работа Мегердичева, фэнтезийный хоррор «Темный мир в 3D», представляла собой смесь сумбурных амбиций, дурной актерской игры и совершенно невменяемого сценария, щедро сдобренного сказочным местечковым колоритом. И никто после столь откровенного фуфла от режиссера чудес не ждал. Просто надеялись, что будет «не так уж и плохо».
Так оно и вышло. Поющие дифирамбы да подавятся фа-диезом, ибо никаких откровений «Метро» не преподносит. Наоборот, все узнаваемо до тошноты, но в кои-то веки добротно и профессионально снято. Это, разумеется, никакая не катастрофа, ибо плывущий по метротоннелю поезд и хлюпающая во всех щелях вода не являются признаком блокбастера. Мегердичев снял человеческую драму в экзотических декорациях, тем самым подтвердив свою причастность к технике соцреализма. Стоило ли ради этого городить дорогущие декорации и ежеминутно макать персонажей в холодную, грязную воду, это другой вопрос. Судя по финальным цифрам сборов, стоило. Но деньги, и это лента тоже косвенно подтверждает, не всегда открывают нужные двери.
…Акт первый. Москва ночная. Обходчик Сергеич обнаруживает в тоннеле метро воду. Жидкость с неизвестным запахом и вкусом смутила Сергеича, о чем он поспешил доложить диспетчеру. Последний списывает тревогу обходчика на поздний час и похмелье. Вода, тем временем, продолжает сочиться из трещины. Хирург заштатной районной больницы Гарин в дежурном порядке спасает жизни, походя пытаясь дозвониться до супруги Ирины, которой давно уже пора вернуться из командировки домой. Ирина же кувыркается в постели с хахалем, давним приятелем Гарина, бизнесменом Константиновым.
Акт второй. Москва утренняя. Улицы заполняются спешащими на работу людьми, образуются многокилометровые пробки. Гарин возвращается с дежурства домой, жены еще нет, зато есть малолетняя дочь, которую надо накормить и отвезти в школу. Ирину до домашнего очага подвозит на своем «мерседесе» любовник, пытающийся по дороге расставить точки над «ё». Пока женщина сомневается, ее муж, отчаявшись выехать с парковки, уводит дочь в метро. Опаздывающий на тендер бизнесмен высаживает любовницу и также спускается в метро, плохо скрывая отвращение от встречи с быдлом в лице рядовых москвичей. Окрыленный утренней свежестью Сергеич распивает со случайной собутыльницей водку в общественном месте и попадается на глаза наряду полиции. В участке его осенит поздняя мысль о том, что вода в тоннеле пахла рыбой и тиной. В метро происходит ЧП, поезд сходит с рельс под натиском потоков Москва-реки.
Акт третий. Москва дневная. Обходя горы трупов, чудом спасшийся Гарин с дочкой, его заклятый друг Константинов и еще несколько выживших пытаются покинуть поезд и залитый водой тоннель. Претерпевая лишения, они движутся к выходу, попутно выясняя отношения. На поверхности Ирина, как ни в чем не бывало приходит на работу, подумывая о разводе и девичьей фамилии. Слух о трагедии быстро распространяется по залитой полуденным солнцем Москве. Власти намерены законсервировать затопленный участок кольцевой и замочить жидкость азотом. О том, что внизу остались люди, известно лишь самим утопающим и Ирине, которая шестым чувством понимает, что ее родные оказались не в том месте и не в то время…
Все-таки опыт, сын ошибок трудных, чему-то, да учит. После уничижительного провала (не финансового, творческого) «Темного мира в 3D» Мегердичев стал более тщательно подбирать компоненты. Из чего, собственно, складывается хороший фильм-катастрофа? Из разгильдяйства, трагедии, надломленных человеческих судеб и счастливого финала. Этот шаблон был выдержан авторами от и до, и упрекнуть создателей фильма почти не в чем. Почти, ибо будь Мегердичев совсем уж прилежным учеником, он бы понял, что опасность кроется не в масштабах замысла, а в деталях. И с последними, как обычно, беда.
С разгильдяйством, допустим, все в порядке. Один алкоголик не уразумел, другой лентяй пропустил мимо ушей. Вот и получаем большой бада-бум на пустом месте, хотя в фильме оценки действиям сил, призванных упреждать подобные трагедии, не дается. Если бы, да кабы — известно, что бывает.
Поводом для создания «Метро» стал одноименный роман писателя Дмитрия Сафонова. Между прочим, это лишь первая часть трилогии, где остальные книги также посвящены катастрофам. Не бог весть какой литературный источник, но все же лучше, чем высасываемые из пальца сценарии, кои пишутся на количество знаков.
Бюджет картины, в принципе, не позволял большего, чем удалось воплотить на экране. Именно катастрофы этому фильму и не хватило. Единственная колоссальная сцена была омрачена неуемным использованием технологии slow-motion, видимо, позаимствованной напрямую у большого ценителя такого рода спецэффектов — Бекмамбетова. В попытке хоть как-то усилить впечатление от трагедии, авторы налили воды. В буквальном и переносном смыслах. Сделал «мокрое дело», гуляй смело. После крушения состава лента плотно подсела на драматизм и по этим рельсам ехала уже до конечной остановки. Что лишний раз подтверждает: сегодня за 9 миллионов снять полноценный блокбастер невозможно. Нужно либо больше денег, либо меньше амбиций.
Теперь о человеческих судьбах. Не скрою, понравился циничный бизнесмен-застройщик Константинов в исполнении Анатолия Белого. Понравился в том смысле, что верно схвачены основные параметры: хамские ценности, злость, эгоизм, сарказм и всепоглощающее тщеславие. Ни дать, ни взять — царь горы, король ущелий. Таких «хозяев жизни», конечно, тяжело встретить в метро, но перемещаясь по поверхности, трудно не заметить их довольные, лощеные физиономии, спрятанные за окнами дорогих авто.
Отрицательно удивил Пускепалис, номинальный герой фильма. Какой-то безжизненный, пустой персонаж, полная противоположность тому, как блестяще сыграл актер в психологическом триллере «Как я провел этим летом». Понятно, что неубедительность типажа растет ногами из сценария, но это слабое утешение. Что касается Ирины в исполнении Ходченковой, то она вообще кажется лишней на этом «празднике жизни». Я тут немного предвзят, конечно, ибо с трудом понимаю, почему актрису, у которой, простите, «ни кожи, ни рожи», упорно протаскивают во все более-менее заметные проекты. И ее нацеленность на Запад, где она якобы чувствует себя востребованной, поучаствовав в паре проектов, тоже немного раздражает. Но продюсерам виднее.
Как обычно, большой удачей стали второстепенные персонажи. Это и парочка подростков (Алексей Бардуков и Катерина Шпица), и спившаяся гандболистка (Елена Панова), и, разумеется, великолепно выступивший Станислав Дужников (сериал «Воронины»). Вот они порадовали по-настоящему.
Резюме будет коротким. Картина цепляет, но не тем, чем планировалось. Узнаванием горькой действительности загаженной злобой России, простыми людьми, гибнущими в гигантской мясорубке. А главные герои с их страстишками в стиле «Санта-Барбары» совершенно не западают в душу. Никого не жалко, никого. Как в песне.