1. «Побочный эффект» (Side Effects, 2013)
Не секрет, что на минувшем 63-м Берлинском кинофестивале Стивен Содерберг, автор лент «Секс, ложь и видео», «Эрин Брокович» и трилогии о «друзьях Оушэна», подтвердил слухи о своем уходе из большого кино. Формально в списке его предстоящих работ значится еще телевизионный фильм «За канделябрами» и мюзикл «Клео», но режиссер свято уверяет, что этим дело и ограничится. Так или не так, увидим, а пока нашему вниманию предложен изысканный психологический триллер «Побочный эффект» с участием Руни Мары, Джуда Лоу и Чаннинга Татума. Двое последних уже имели опыт работы с Содербергом, Лоу снимался у режиссера в «Заражении», а Татум — в «Супер Майке» и «Нокауте».
Обнажив в «Супер Майке» оборотную сторону шоу-бизнеса, в «Побочном эффекте» Содерберг дотошно и в своем фирменном стиле вскрывает гнойники в фармакологии. Из мелодрамы о несчастной девушке Эмили, ждущей из тюрьмы любимого, картина постепенно превращается в интригующий лабиринт галлюцинаций и саспенса. Создатели фильма как бы намекают, что увлеченность нации антидепрессантами ни к чему хорошему не приведет. Получив назад мужа, Эмили, вместо того, чтобы начать новую жизнь, впала в глубокую депрессию и была вынуждена обратиться к психиатру, который, в свою очередь, «заботливо» прописал ей экспериментальное лекарство. Последствия, как понимаете, были самыми неприятными.
Картина получилась непростой, но увлекательной. Как написал один забугорный критик, «то, что для Содерберга неудача или проходной фильм, для других — предел возможностей».
2. «Любовь по-взрослому» (This Is 40, 2012)
Один из самых видных комедиографов сегодняшнего Голливуда, Джудд Апатоу, умудряется сочетать в своих фильмах умные мысли и юмор на грани фола. Его коллеги постоянно скатываются в крайности, то впадая в морализаторство и нудные рассуждения о любви, семье, браке и отношениях, то превращая свои ленты в балаган. Апатоу же удается угодить и нашим, и вашим: вдумчивый зритель найдет в его работах ответы на непростые вопросы, а любители комедий положений насладятся множеством неловких ситуаций, в которые вечно вляпываются его герои-недотепы.
«Любовь по-взрослому» — это не только неофициальный спин-офф его же фильма «Немножко беременна», но и почти автобиографическая история. Не зря Апатоу пригласил на главную роль свою жену, актрису Лесли Манн, с которой состоит в браке уже 16 лет. Фильм, собственно, и повествует о семейной паре, перешагнувшей рубеж сорокалетия и пытающейся понять, как жить дальше, не наступая друг дружке на горло.
Самобытный стиль Апатоу интересен хотя бы тем, что сложные проблемы межполовых отношений режиссер доносит доступным языком. Не обходится здесь без банальностей и пошлостей, но подкупает правдивость истории, реалистичность характеров и «невероятная легкость бытия». Единственное, что можно вменить всем работам Апатоу, в том числе и «Любви по-взрослому» — слишком уж тяжеловесный для жанра хронометраж, более двух часов.
3. «Тайна перевала Дятлова» (2013)
Абсолютное большинство модных псевдодокументальных ужастиков, начиная с «Ведьмы из Блэр» и заканчивая франшизой «Паранормальное явление», делает вид, что основано на реальных событиях. И лишь лента Ренни Харлина действительно может похвастаться тем, что в ее основу легла всамделишная загадочная трагедия, произошедшая с группой советских туристов на Северном Урале в 1959 году. Таинственная гибель «дятловцев» (названных так в честь руководителя группы, студента-пятикурсника Игоря Дятлова) до сих считается делом, в котором вопросов куда больше, нежели ответов.
История с перевалом Дятлова, само собой, не могла не заинтересовать западных киношников, падких на подобные сюжеты. В данном случае, правда, всестороннюю поддержку финскому режиссеру оказал наш, российский продюсер Александр Роднянский. Однако было решено не тревожить мертвецов, а снять ленту в манере любительского исследования, предпринятого группой современных американских студентов.
Что в итоге получилось? Харлин — крайне неровный постановщик, но в этот раз он собрал волю в кулак. Все традиционные элементы жанра mockumentary налицо: непрофессиональный кастинг, дрожащая камера, ночная съемка и общая атмосфера жути, нагнетаемая с первых минут фильма. Шедевром сей опус назвать сложно, но видным представителем направления — вполне.
4. «Что творят мужчины!» (2013)
Дождались. «Гений» Андреасяна в муках выносил очередную «жертву аборта». Казалось, что после неожиданно позитивного и местами даже романтического новогоднего хита «С новым годом, мамы!» режиссер и продюсер взялся за ум. Увы, то, скорее, было исключение из правил. В худших традициях сортирного юмора телеканала ТНТ Андреасян сварганил до умопомрачения тупую и пошлую комедьку про «секс-марафон». Неудивительно, что главными действующими лицами этого убожества стали нынешние и бывшие резиденты Камеди Клаб, в компанию которых зачем-то втесался более-менее приличный актер Константин Крюков.
Не хочется употреблять термины «быдло» и «ржака», но именно эти слова приходят на ум в связи с новым андреасяновским опусом. До лавров мистера Секонда из «Человека с бульвара Капуцинов» режиссеру только и осталось, что сопровождать свои творения собственными же скабрезными комментариями.
Таковы основные кинопремьеры конца зимы 2013. Но есть и не основные. В частности, трехмерный фантастический мультфильм «Побег с планеты Земля», повествующий о двух братьях-инопланетянах, случайно ставших подопытными кроликами в знаменитой «Зоне 51». А также сиквел псевдодокументального хоррора «Последнее изгнание дьявола» с невероятно изобретательной приставкой «Второе пришествие»
Как обычно, самые оригинальные и по-настоящему независимые картины демонстрируются в прокате ограниченном, то бишь недоступном массовому зрителю. В числе «ограниченных» киноновинок значатся:
— один из главных претендентов на призы минувшего фестиваля в Санденсе, забавная и умная фантастическая комедия «Безопасность не гарантируется»;
— режиссерский дебют мегазвезды Голливуда Дастина Хоффмана — драмеди
— японский трехмерный мультик «Монстры на острове»;
А также последний на сегодня фильм Карена Шахназарова под названием «Любовь в СССР». После «Белого тигра» режиссер вновь вернулся к излюбленной тематике, но, увы, это далеко не «Курьер» и не «Зимний вечер в Гаграх». Складывается впечатление, что Карен Георгиевич окончательно разочаровался в делах нынешних и отчаянно пытается воссоздать на экране эпоху своей молодости. Действие «Любви в СССР», как и в случае с «Исчезнувшей империей», происходит в 70-е годы, однако, по сути, это всего лишь дешевая и безыскусная имитация былых шедевров мастера.