Мой скепсис, как всегда, был аргументирован. Во-первых, в фильмографии лондонской компании DNA Films аналогичных проектов замечено не было, если не считать дилогию о нашествии зомби «28 дней спустя» и «28 недель спустя». Впрочем, эта студия ответственна за появление таких симпатичных опусов Дэнни Бойла, как «Пляж» с Леонардо ДиКаприо и «На игле», а также «Последнего короля Шотландии».
Во-вторых, настораживал тот факт, что комикс про Судью Дредда отнюдь не столь популярен, как, к примеру, комиксы про Бэтмена, Человека-Паука или же Капитана Америку. Фанатская база мизерная, и рассчитывать, что картина сможет выехать в прокате только за счет поклонников жанра и литературного оригинала — смешно.
И последнее. Труды писателя Джона Вагнера уже однажды стали основой для экранизации. Случилось это в 1995 году, когда в одноименном фильме отчаянно звездил Сильвестер Сталлоне. Критики буквально распяли боевик Дэнни Кэннона, который поклялся больше никогда не работать с актерами уровня Сталлоне, ибо последний вечно норовил встрять в творческий процесс и высказать свое, никому не нужное, мнение. Зрители тоже не одобрили новый облик Слая с металлическим гульфиком, в результате фильм кошмарно обвалился в прокате и с трудом собрал несчастные 30 млн. долларов при бюджете в 90. Самого же «итальянского жеребца» с помпой представили к награде «Золотая малина», которую он, впрочем, не получил, несмотря на двойную номинацию (также были учтены «Наемные убийцы»).
Единственным светлым пятном в грядущих планах DNA Films можно было считать то, что студия заранее открестилась от экранизации 1995 года. Было заявлено, что очеловечивать образ бескомпромиссного служителя закона сценарий не намерен, а сам Карл Урбан весь фильм, как и положено его герою, ни разу не снимет шлем судьи. Авторы намеревались привести фильм в полное соответствие с литературным оригиналом, повысить уровень насилия и брутальности, что на фоне нынешних мягкотелых боевичков — уже несомненный плюс. Забегая вперед, скажу, что все обещания были выполнены и создатели не разочаровали.
…Огромный город Мега-сити, каменные джунгли которого растянулись от Бостона до Вашингтона — это все, что осталось от Америки после атомной войны. 800 миллионов жителей отгорожены от бесплодной и бескрайней пустыни высокой каменной стеной. Часть из них ютится на развалинах прежнего мира, остальные населяют громадные мега-блоки — небоскребы в пару сотен этажей. Пока на улицах творятся бесчинства, свирепствуют банды и расцветает преступность всех сортов, внутри мега-блоков есть все, что необходимо среднестатистическому гражданину — еда, кров, лекарства и минимальные удобства. Не до жиру, быть бы живу.
Глобальный порядок в Мега-сити уже давно стал фантазией власть предержащих. Старые институты распались, а на их руинах вырос Дворец правосудия — главный оплот и надежда мирных граждан. Чтобы максимально упростить и ускорить борьбу с преступностью, был выведен новый вид служителя порядка — судья, обладающий всеми полномочиями сразу: обвинение и приговор в одном флаконе.
Легендарный судья Дредд — честь и совесть новой структуры. Безжалостный к правонарушителям, бескомпромиссный, неподкупный и бесстрашный боец. Не потому ли именно ему начальство доверяет самые опасные или необычные задания, вроде аттестации кадета Андерсон, девушки, обладающей яркими экстрасенсорными способностями. Вместе с навязанной боссом напарницей Дредд отправляется в Пич Триз — район с дурной славой, где только что было совершено тройное убийство.
Все убитые оказались членами конкурирующего клана, пытавшегося наладить бизнес на территории некой «Мамы» — бывшей проститутки, а ныне наркобаронессы. «Мама» не только держит весь район в ежовых рукавицах, но и наладила широкую сеть по сбыту новомодного наркотика «Рапид». Понимая, что, рано или поздно, прибывшие в ее владения судьи докопаются до истины и прикроют лавочку, мерзавка опечатывает здание и устраивает на Дредда и его неопытную спутницу охоту. И тем самым подписывает себе смертный приговор, а уж Дредд не замедлит привести его в исполнение…
Первое, что бросается в глаза, и это отмечают большинство рецензентов — необычайная схожесть сюжетов нового «Судьи Дредда» и индонезийского боевика «Рейд». Учитывая, что я отсмотрел оба фильма практически в одно время, могу подтвердить — так оно и есть. Здесь и замкнутое пространство (все действие обоих лент происходит в пределах здания), и принцип «один против всех» плюс некоторые мелкие детали, усиливающие дежа-вю. Проблема в том, что съемки «Дредда», согласно официальным источникам, закончились еще в феврале 2011 года, а все замешательство среди зрителей, заочно обвинивших режиссера Пита Трэвиса и сценариста Алекса Гарленда в плагиате, связано с тем, что премьера боевика состоялась лишь спустя год с лишним на фестивале Comic Con. И если верить тем же данным, съемки «Рейда» стартовали в Индонезии в марте 2011-го. Так что еще неизвестно, кто у кого и что слямзил.
Отдадим должное авторам, они не обманули и действительно не стали снимать ремейк. Меж двумя киноверсиями одного комикса лежит пропасть. Фильм с участием Сталлоне представлял собой весьма унылое зрелище: неправдоподобные спецэффекты, дурацкие костюмы, небрежная актерская игра и бессвязное повествование. «Дредд» образца 2012 года разнес предшественника в пух и прах. Новый фильм — это настоящий боевик с необходимой примесью крепких слов, крови и жестокости. Никаких соплей и попыток шутить на поле боя, все предельно серьезно и по делу, но при этом в картине начисто отсутствует жуткий пафос, коим перенасыщены все американские ленты (напомню, что «Судья Дредд 3D» снимался в Англии и ЮАР). Ураганный экшн, харизматичные исполнители и даже 26-летняя Оливия Тирлби (кадет Андерсон) на фоне сурового Урбана и кровожадной Лины Хиди («Мама») не потерялась.
Критики, само собой, негодуют, мол, сюжет высосан из пальца, персонажи двухклеточные и уровень насилия зашкаливает. Друзья, ну так это и не философская драма о смысле жизни на Земле, а фильм действия, аттракцион, к тому же адаптирующий весьма поверхностное произведение. Кто ждал оригинальных диалогов и вразумительной мотивации, прошу в сад. Тех, кто жаждал насладиться антиутопией во всех смыслах этого слова — добро пожаловать в жестокое будущее «Судьи Дредда». Картина, безусловно, на любителя, этого не отрицаю. Сие подтверждается и тем, что лента, подобно своему предшественнику, в прокате не окупилась.
Однако не в деньгах счастье. Главное, что поклонники комикса наконец-то получили того самого Дредда. И кривая усмешка Карла Урбана — это не нелепое подражание Сталлоне, а полное соответствие комиксному персонажу. Как и тот факт, что актер на протяжении всего фильма ходит в шлеме. Что и говорить, создатель комикса Джон Вагнер, в свое время резко критиковавший фильм с участием Слая, одобрил экранизацию Трэвиса. Что может быть лучшей похвалой создателям?