Можно ли было проехать автостопом через весь СССР в 1974 году?

Реклама
Грандмастер

Нет. Уточню, речь идет о путешествии на попутных машинах от Ленинграда на Дальний Восток. Автодороги заканчивались у Чернышевска в Читинской области.

В 1974 году мы — пять человек (четыре студента и один аспирант) — решили дешево посмотреть страну. Сделать это можно было одним способом — автостопом. Это поездка на попутных машинах бесплатно. Деньги идут только на питание. Правда, о том, что мы денег не платим, надо предупреждать водителя заранее — во избежание неприятностей.

Я заразил этой идеей свою жену, тогда студентку Ленинградского института точной механики и оптики, и трех ее сокурсников. А куда ехать? Страна наша широтная, поэтому только на Восток. До этого я бывал на Дальнем Востоке со стройотрядами и знал из личного опыта, что деньги на обратную дорогу можно быстро заработать на кетовой путине в Нижнем Амуре.

Реклама

И поехали. Две пары. Первая — супруги Аня и Юра Егоровы, вторая — моя жена Люба Аблесимова и ее подружка Надя Костенко. Завершал я один, как более опытный, чтобы следить за ситуацией на дороге и никого не потерять. Встречались на пересечении трассы и намеченной реки на мосту через 300−350 км. Это казалось наиболее надежной точкой сбора на ночевку. Я уже знал из предыдущих путешествий, что средняя скорость передвижения по дороге, включая время ожидания машин, составляет 36 км/час.

Какие водители берут в таких путешествиях? В основном два сорта. Первые — те, кому просто скучно ехать в одиночку на дальние расстояния. С ними надо все время разговаривать. Вторые — просто

Реклама
раздолбаи в хорошем смысле этого слова. Им все равно, но и интересно — куда это детишки в стройотрядовских курточках собрались. До Урала брала в среднем каждая 20-я машина, в Сибири — каждая 10-я.

Безопасно двигаться парами. Ночевали в палатках, пищу утром и вечером готовили на костре, а днем перекусывали в заешках (столовые, забегаловки на трассе — довольно дешево и качественно). До Байкала 6000 км мы преодолели за 16 дней с остановками. Сменили в среднем по 40 грузовых машин. Легковые тогда были предметом роскоши и попутчиков не брали. Автодороги заканчивались в Читинской области, поэтому от Селенгинска до Хабаровска добрались на поезде. От Хабаровска до Николаевска-на-Амуре — теплоходом.

Реклама

Только в этой дороге мы поняли, что Россия, в основном, расположена за Уралом. Географический центр ее находится на меридиане севернее Красноярска — это 5000 км от Ленинграда. В Чныррахе на берегу Амурского лимана мы три недели солили кету на рыбзаводе. Заработали по 170 руб. Этого хватило на обратный самолет Николаевск-на-Амуре — Ленинград.

Встречи с людьми, разговоры, пейзажи, кета, икра произвели такое впечатление, что рассказы об этом приводят к эффекту «раскрытой варежки» до сих пор. Еще один результат. После окончания учебы мы с женой уехали работать в Хабаровск, где и проработали в различных организациях 30 лет. Как я шучу: «И за большее преступление дают меньший срок».

Реклама

В 1999 году двадцатипятилетие путешествия мы решили отметить обратным образом — от Хабаровска до Петербурга, но уже вдвоем. Жена сказала: «Если не развалимся, то доедем». Все-таки нам было по 50 лет. Здесь уже появилось подобие дороги Хабаровск-Чита и 10500 километров мы преодолели за 18 дней с остановками. Одна существенная разница — брать стали в основном легковые машины и микроавтобусы (из 72 машин 55 были легкие — комфорта больше). Грузовики боялись ограбления. Груженые дальнобойщики вообще не брали, а пустых было 17. В остальном все то же самое. Конечно, поток машин резко увеличился, что облегчало посадку.

До сих пор автостоп — самый дешевый способ посмотреть страну и узнать ее людей. Очень рекомендую. Но совет: такую дорогу осилят только те, кому «под каждым кустом и стол, и дом». Остальным не рекомендую — намучаетесь.

Реклама