Вермонт, между прочим, граничит с Канадой. Поэтому учредители, перед тем как всунуть нам в зубы билеты на самолет их авиакомпании «Дельта», строго-настрого предупредили: не смотрите, мол, что столица штата, славный город Монтпилиер, на широте вашего Сочи! Одевайтесь потеплее. Канадцы, типа, весь лес у себя повырубили, поэтому злые ветра с Северного Ледовитого до нас — без каких препятствий, за считанные секунды долетают. И холод свой по дороге не теряют. А зимы в Вермонте не мягче, чем у вас тут, в Карелии.
Мы и приоделись. Но по приезду оказалось… Все не так плохо, как местным господам кажется. Канадцы, хоть и рубят прилично, я об этом, ещё обучаясь в питерской лесопилке от наших доцентов и профессоров слышал… Рубят, мол. По объемам заготавливаемой древесины Канада, конечно, не впереди планеты всей, но… Очень даже. В первой тройке! Опережая не только Швецию с Финляндией, но и Китай с Бразилией и Индонезией.
А все-таки… Даже у самых отпетых канадских лесорубов, похоже, не поднимается рука на их родной государственный символ — сахарный канадский клен. Что уж тут о пограничном Вермонте говорить! У них этого добра… Ну, не завались, конечно, но… Хватает! Оладушки с кленовым сиропом — традиционное утреннее блюдо в этом штате.
И я там был, их оладушки с кленовым сиропом уминал. Не каждое утро, естественно, но частенько. На внешний вид он, прямо скажем, так… Не особо аппетитный. Очень похоже на густую, неразведенную олифу. Такого… темно-темно-коричневого цвета с явно проглядывающей чернотой.
Кленовый сироп ведь из соответствующего сока выпаривают. И когда это делают в промышленных масштабах, то что?.. Продукта надо много, быстро и с минимальными издержками. Поэтому, похоже, для ускорения процесса выпаривания из сока лишней жидкости температуру держат приличную. Вот
Да, как варят кленовый сироп, я знаю чисто теоретически. Зато как заготавливают сок, исходное сырье для его производства… Нет, тоже чисто теоретически.
Дело было в конце февраля, сокодвижение в стволах деревьев ещё не началось, но… Как-то пригласил нас в гости один чел. Атторней этого штата. Имя, фамилию, к сожалению, не помню, хотя фотография где-то должна храниться в семейном архиве. Но не суть.
Суть в том, что у него на участке… А участок — довольно приличный: пара гектаров, если в нашу систему измерений перевести, как минимум. И, видимо, покупал атторней участок ещё облесенным. Пятно под застройку вырубил, остальные насаждения проредил существенно, подлесок частично убрал, а деревья канадского сахарного клена оставил. Все до единого! Вот такое у них в канадском пограничье отношение к этому дереву. Тем более что оно ведь не просто так растет: весной сок от него имеется.
И чтобы его заготовить, в каждое дерево, выше человеческого роста, под небольшим наклоном забита металлическая трубочка небольшого диаметра. Чем выше забита трубочка, тем слаще, сахаристее вытекающий из дерева сок.
К каждой трубочке подведен подвешенный к веткам под небольшим наклоном металлический желобок. Первый желобок, заканчиваясь, «падает» в начало второго, тоже подвешенного под наклоном за ветки. Второй — в третий…
Два или три желобка от одного дерева и такие же желобки от другого «падают» в общий для них «магистральный» желобок. А он через три-четыре желобка заканчивается над огромной бочкой, к которой сходятся 2−3 «магистральных» желобка от 5−6 деревьев. По участку в разных местах расставлены несколько таких бочек.
Приподнял голову, посмотрел вверх (желобки тоже подвешены выше человеческого роста, чтобы по участку можно было спокойно ходить, не задевая их головой), а над тобою — разветвленная сеть по транспортировке кленового сиропа от стволов деревьев к бочкам.
Сам же сироп не только на внешний вид, но и на вкус — не особо. Нет, так-то, конечно, сладкий, но, по моим личным ощущениям, на большого любителя. Да и мои все к нему как-то достаточно равнодушно отнеслись. Галлоновая канистра, что привез с собою, долго стояла без дела. Куда потом подевалась, уже и не вспомнить.
Тогда как раз только появилась шоколадная паста типа «Нутеллы», так мои мелкие просто молились на неё. Видимо, она им казалась куда соблазнительней кленового сиропа.