Поможет ли биохакинг отложить старость?

Реклама
Грандмастер
Я видел сотни стариков, которым не было и сорока.
Я видел сотни юнцов, которым было далеко за семьдесят.
Эрнест Хемингуэй

На вопрос, нужно ли жить до 120 лет, универсального ответа нет. Важно найти смысл для себя, ответив на тот же вопрос в 30 или 60 лет, тогда и в 120 будет понимание цели.

Возникает опасность выбора: чем старше становится человек, тем больше голосов вокруг заглушают его внутренний. Сначала родители, потом воспитатели и учителя, работодатели, эксперты, пролезающие со своими мнениями изо всех щелей, родственники и друзья — со всеми их лично-ориентированными мотивами, желаниями и оценками стараются влиять, и человек слышит их, а не себя.

Между тем внутренний голос, обоснованный интуицией, опытом и знаниями — сильный инструмент. А смысл жизни — главный самоценный аргумент.

Кто такие биохакеры?

С возрастом человек становится собой — настоящим. Почти не пытается кому-то угодить, чувствует свои личные границы и границы возможностей, больше доверяет себе. Это взрослая, устойчивая

Реклама
радость, реальная опора, а не элемент для показухи.

Хемингуэй обосновал свою позицию так: возраст не определяет жизнь. Пока человек слышит, видит и чувствует, желает и стремится, возраст не сильно влияет на свободу выбора, свободу воли: каждый может испытать в этом мире все. В каждом внутренний голос указывает дорогу к счастью. Каждый точно знает, что нужно сделать, чтобы день прошел не зря: от простых действий, до сложных решений. Есть «здесь и сейчас» — и это лучшее наше время.

Есть среди пенсионеров увлечения, заслуживающие внимания. Люди, стремящиеся к «саморемонту» в постоянном поиске новых эффективных решений — «хаков». Соединив «корень» слова с ориентацией на природную, экологическую систему и натуральные биоритмы, получим условно новое направление в жизни пожилых людей —

Реклама
биохакинг. Можно выразиться и по-русски: система поддержания здоровья и активности в стремлении продлить годы жизни.

Среди них много техно-оптимистов, верящих в прогресс науки. Ради высокой мотивированной цели готовы ставить эксперименты на себе. Для биохакера почти нет пределов вмешательства в свое тело. Требуется постоянный контроль многих параметров, что, конечно, выходит недешево. Затраты на постоянную самодиагностику — оценивание состояния здоровья при различных воздействиях -начинаются от 60 тысяч рублей. К примеру, такова стоимость многофункциональных часов с отслеживанием нескольких значимых для человека параметров.

Реклама

Однако само направление, ставшее заметным разделением общества пожилых людей, не плохое и не хорошее. Много зависит от целей и средств биохакинга. Ведь уже сегодня заметно разделение: одни «улучшают себя» доступным ремонтом тела, другие пытаются излечиться от возрастных болезней. «Люди захватывающей идеи» вечной жизни не опасаются смерти как таковой, а лишь не хотят страданий в умирании.

Примером биохакинга и в целом концепции «эко» стали случаи рождения детей через новые репродуктивные технологии без медицинских показаний. С элементами телесного и психического допинга осуществить мозговые интервенции ноотропами.

В эту же логику укладываются дискуссии об эвтаназии, которую сторонники легализации считают правом человека выбрать смерть, когда жизнь не только сопряжена со страданием при болезни, но и когда физически здоровый человек находится в депрессии (такое допускается в Нидерландах, Швейцарии, Бельгии и др. странах).

Реклама

В чем разница и польза?

Мягкие средства улучшения человека и преодоления слабостей тела во все времена связаны с воспитанием, тренировками, самоограничениями, воздействием на телесность через дух. Биохакинг сопряжен преимущественно с фармацевтическими вмешательствами в тело и, если говорить об усовершенствовании когнитивных функций — с технологическими воздействиями на мозг, к примеру, электрической стимуляцией. В основе идеи — философия трансгуманизма с желанием приблизить возможности жить долго.

  • Здоровый образ жизни (ЗОЖ), знакомый многим читателям, связан с усилиями, ограничениями, тренировками, условно — с насилием над телом.
  • А биохакинг создает иллюзию, что старости можно не допустить, улучшить тело без тренировок над собой легко и относительно быстро — таблетками и технологиями.
    Реклама

Стремление сохранить вечную молодость по результатам противоречиво: люди хотят независимости от старости, но попадают в другие зависимости, к примеру, в эмоционально-психологические. Когда малейшее нарушение диеты и распорядка становится трагическим событием, немудрено достигнуть состояния аффективного расстройства настроения (легкой формы депрессии). Так одержимость идеей долголетия и даже бессмертия вытесняет возможность жить «здесь и сейчас» и радоваться текущим моментам, а стресс вызывает любое отклонение от желаемых параметров.

В труд по «преодолению собственного тела» и подставленных прерогативами задач осознанно превращается каждое событие, которое новый технологичный человек стремится держать под постоянным контролем, а за это положена компенсация. Значимые элементы жизни проходят мимо.

Реклама

Оскар Уайльд создавал «Портрет Дориана Грея» под современного биохакера, даже не осознавая того. Известно, чем это закончилось. Поэтому одна из проблем биохакеров — подмена смысловых понятий жизни и в целом иллюзорность контроля ситуаций. Но тем самым для себя они решают задачу найденного смысла в жизни по аналогии с тем, что если нет детей и внуков — поможет и скрасит одиночество собака.

Кому-то это на пользу, а кому-то во вред. Поэтому нет однозначно плохого или хорошего в биохакинге, относительно, скажем, привычки к здоровому образу жизни человека в серебряном возрасте. Но именно в таких нюансах и индивидуально важно уметь разбираться.

Реклама

Биохакинг — проявление крайней технологизации и рационализации бытия человека, трактовка тела как ремонтопригодной машины. Причина условной популярности такого подхода в том, что типичный человек переносит интерес, знания и достижения на себя, прежде всего предполагая в них прикладной, не теоретический, характер. Знание утратило статус самоценности без практического использования.

Идея бессмертия души, позволявшая нескольким поколениям осознанно преодолевать страх смерти, почти утратила влияние среди молодежи. И напротив — трактовка жизни как пространства и времени для получения удовольствия, влияния изменила отношение к старению и смерти как к тому, чего нужно любой ценой избежать. Конечно, все подобные явления не происходят отдельно от других, в том числе сопровождаются корректировкой культурных ценностей, мотивов личности и принципов общежития в социуме.

Реклама

Начиная свою деятельность в 30−40 летнем возрасте, а иногда и ранее, биохакеры подразумевают в результате «ремонта тела» новый тип совершенного человека: Homo compositus (человек составной, системный), Homo Catholicos (вселенский человек) — эпитетов может быть много…

Человек многомерен и отчасти непредсказуем: имеет слабости и чувствителен к боли. Не только физиологически, но и эмоционально «широк»: альтруизм, помощь ближнему, сопереживание, сострадание, восприимчивость (сензитивность) нежность, доброта, любовь — все это есть в каждом наравне со скрытой агрессией, низостью и эгоизмом.

Познание и трансформация природы полностью стали на службу прагматичному человеку, предполагающему, что деньги и бессмертие — вещи взаимосвязанные.

Реклама

Отсюда модно использовать страх старения и смерти в коммерческих соображениях. Фармацевтические компании, фирмы по криоконсервации тел после смерти с надеждой на оживление и излечение, клиники пластической хирургии — только частные примеры. Много кто заинтересован в том, чтобы помимо гуманных целей лечения больных, «взломать» биологический баланс жизни человека, объявить старость болезнью и направить усилия на достижение вечной жизни. С этим, конечно, можно поспорить.

Как лучше?

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года Эрнест Миллер Хемингуэй, считал старость вторым детством, доступным по праву каждому человеку. Он писал, что жизнь взрослого человека становится тусклой и бесцельной, когда перестают жить в настоящем и мечутся от одних мыслей к другим, жуют их в голове, подобно корове.

Реклама

«Джек встал рано утром, а лег поздно вечером. Все время он думал то о прошлом, то о своем будущем, о ком-то и чем-то, но так и так не жил».

Он думал о жизни, в то время как она реально проносилась мимо.

«Когда старик научится жить сегодняшним днем, старость станет для него вторым детством».

По «старику Хэму», ребенок не печалится о своем прошлом, потому что увлечен познанием настоящего. Короткий, но запоминающийся период детства продолжительностью 12−14 лет отрывками вспоминают на протяжении всей жизни.

«В детстве мы живем настоящим, моментом».

Чем старше человек, тем больше живет в мыслях о прошлом и будущем. Но редко — настоящим. Если принимать себя вполне — тело, формы, ошибки, желания и даже болезни, сознания счастья в жизни становится больше. А эмоциональный фон гармоничным.

Реклама

Если принять во внимание, что вы правы всегда, пока живы, и «для каждого человека его путь — прям», приходит осознание ценности каждого момента жизни. И соответствующая радость от этого момента. «Здесь и сейчас» — лучшее время жизни. И сразу отпадает охота критиковать якобы «невоспитанную» молодежь или ценовую политику торговых сетей — вам уже не до этих мелочей.

Реклама

Торговый рынок биохакинга, как и типичные рынки, связан с продвижением идеи комплексного решения. Это огромная индустрия: курсы, консультации «звездных» врачей, коучей, гуру, бесконечные анализы и новые препараты — для «улучшения». Рынок подчиняется ценностям прагматизма.

Но еще больший риск несут электронные «продукты для заботы о себе»: трекеры упражнений, питания, полезных привычек. С одной стороны, они облегчают жизнь, а другим усиливают тревогу и переживания из-за уведомлений и статистики. Иногда проще снести столь «полезные» приложения, чем впадать в систематическое беспокойство теперь уже по инновационному поводу на основе новых технологий. Это риски зависимости. Они влияют на гармоничный фон, настроение и психику пожилого человека.

Реклама

Биохакеры не несут ответственности за другого человека, за потенциальный вред или пользу. Они пытаются изменить внешние формы, иногда с созданием собственной философии, чтобы показать, что сильны духом и могут с помощью воли управлять телом. Как обычно в психологии — под одним надо искать другое.

Желание может быть сильным от собственной слабости. Принимаемые без рекомендации дипломированного врача «таблетки для памяти», способы «быстрого наращивания мускулов» через употребления специальных добавок (и многие другие примеры) также можно назвать элементами биохакинга. Как и препараты и средства для изменения отдельной характеристики организма или качества жизни. По признакам целей, мотивов и применения такие средства можно определить. Ибо любая зависимость — повод задуматься.

Коммерческие соображения — иногда единственное оправдание поступка: для убежденного биохакера тело становится товаром. Но с этической точки з��ения желание продать себя модернизированного для вечной жизни все еще некорректно. И уж, конечно, совершенствование тела не всегда гармонично сочетается с сознанием духовности, поэтому биохакинг не является лучшей копией или заменой здоровому образу жизни без экспериментов над телом.

Реклама