Много легенд сложено о появлении сосны на Земле. Красива древнегреческая легенда, повествующая о прекрасной нимфе, которую полюбил суровый северный ветер Борей. Спасаясь от его преследований, нимфа попросила убежища у бога Пана. Тот укрыл её в лесных зарослях.
Много дней свирепствовал ветер в поисках красавицы, а нимфа в это время горько плакала, пока не превратилась в сосну, а её слёзы — в россыпи янтаря.
Мне же пришла на ум такая версия:
Юная нимфа по лесу ходила,
Во влажную землю слезу уронила.
Светлая сила её обласкала,
И наутро слеза деревом стала.
Сосна— наиболее распространённое на планете дерево. В отличие от ели, она совершенно не прихотлива к плодородию почвы, может поселяться в песках и на скалах, в
В сосновом лесу особый дух — светлый и торжественно-строгий. Покров в таких местах мшистый, неслышна и мягка поступь человека в этом лесном храме. Недаром в народе говорили: в сосняках молиться, в березняках веселиться.
В сосновом лесу дух живёт,
Он неустанно его бережёт,
Кто в тот лес войдёт,
Непременно его найдёт.
В период цветения сосен (созревания пыльцы) по лесу стелется золотистый туман, наполняя пространство животворящей силой. И представляется тогда в этом тумане фея сосновая, облачённая в одежды, сплетённые из нитей, тянущихся из золотистого тумана и сосновых иголок. Бродит она между соснами целыми днями, каждое дерево приголубит, каждому жителю лесному ласково улыбнётся. А человека достойного встретит, заведёт в самые грибные места, покажет, где самые целебные ягоды и травы растут.
Сосновый бор обволакивает человека солнечным светом, наполняет теплом и жизненной силой. Гуляющие среди ветвей, пропитанные сосновым ароматом ветры ласкают тело и душу.
Много лет назад довелось мне побывать в таком лесу и ощутить присутствие соснового духа в нём. В те мгновения я отрешилась от земного бытия и почувствовала себя крохотной частицей Вселенной.
…В разгар лета мы (мои родители и мои дети-дошкольники) поехали к морю, но не доехали, а остановились в прибрежном сосновом лесу, раскинувшемся на песчаных холмах. Невесомые, белые облака степенно проплывали по небу. В тот день было тихо и светло, что несвойственно Прибалтике.
Магия сосен влекла. Я, забыв обо всём, вышла из машины и побежала на зов. Передо мной на холмах сиреневыми коврами раскинулись куртины цветущего чабреца, богородской травы, как его называют в народе. А впереди — сосны! Стройные, величественные, устремлённые ввысь…
Какая-то сила остановила меня и заставила лечь на склоне холма. В этот момент проснулся разомлевший на солнце балтийский ветер. Ветви сосен заколыхались, завораживая и приглашая вслед за ними устремить взгляд в неведомую даль.
Островки чабреца в такт ветру заколыхались, наполняя воздух терпким ароматом. Казалось, солёные брызги набегающих на волнорезы волн долетают до сосен и, наполнившись их смолистым ароматом, смешавшись с ароматом чабреца, завораживают человека, лежащего на песке.
Сколько длилось это мгновение — секунды, минуты, десятки минут — не знаю. Лишь кинувшиеся на шею дети вернули меня в реальность.
Заряда положительной энергии, который даровала мне Природа, хватило надолго. И даже сейчас, спустя почти полвека, ощущаю тот благословенный момент единения со Вселенной.
И в заключение — чеканные строки, говорящие о той сосновой магии, которая притягивает и завораживает:
Бор сосновый. Терпким ароматом
Воздух разогретый напоён
Снова здесь гуляю, как когда-то,
Музыкой лесною опьянён.
Кроны сосен устремились в небо,
На стволах янтарная смола,
И хлопочет над цветочным хлебом
В вересковых зарослях пчела.
Дышится в лесном краю свободно,
Хвоя под ногами как ковёр;
На душе светло и беззаботно —
Счастье, что ты есть, сосновый бор!
© Антон Рысаков