Когда я заходил на дом к нашей учительнице по немецкому, чтобы взять у неё или какую книжку, адаптированную для чтения советскими школьниками, или пластинку с немецкими песнями, а дверь открывала её мама, с ней лучше было разговаривать на моем плохом немецком, т. к. по-русски она говорила с таким сильным акцентом, что я мало что понимал. В конце 80-х, когда разгул гласности и демократии только начинался, моя бывшая учительница уехала в Германию, в город Аахен. Потом, как чуть обустроилась, и дочь с семьей вызвала.
Хватало немцев и среди моих сверстников. Практически в каждом классе они учились. Где, как, например, в нашем — по одному, а где и по двое-трое. В одном из параллельных классов практически сразу после выпуска немцы даже образовали семейную пару. Тоже потом уехали в Германию.
Я этих ребят из параллельного, можно сказать, практически и не знал. Но мой хороший друг был у них в приятелях. Вот он мне эту историю и рассказал. Друг, увы, ушел от нас, поэтому какие детали уже и не уточнить. Но общую канву я помню достаточно хорошо.
В общем, так… Когда ребята собрались в Германию, парень у них как раз в седьмой перешел. Получается, дело было где-то в начале второй половины 90-х.
Ну, по приезду мама сходила в отдел образования магистрата, или как там у них все это называется. Там посмотрели паперы, что она с собой принесла, и говорят:
— Знаем мы, какой сейчас у вас, в России, уровень образования. Тем более, в провинции. Поэтому о седьмом даже не мечтайте. Определим вашего сыночка в шестой класс Грундшуле.
И направление дали. Топайте, мол, там уж директор определит, в какой конкретно класс вашего оболтуса.
Тут, пожалуй, и надо бы сказать, что в Германии как бы трехзвенная система (если по нашим критериям) начального, неполного среднего и среднего образования. Три типа школ. Грундшуле, Хохшуле и Гимназиум. В каждой из них — своя учебная программа и тот уровень знаний, который дают выпускнику.
Грундшуле готовит учащегося к тому, чтобы он после выпуска сразу шел на завод или поступал в лицей (что-то типа наших прежних профессионально-технических училищ — ПТУ). С тем уровнем знаний, который имеет выпускник Грундшуле, в техникум (колледж) или, тем более, ВУЗ (университет), никогда не поступишь. Нет, наверное, и тут есть какие-то исключения и самообразование никто не отменял, но это — именно исключения. А общее правило — после Грундшуле ты пополняешь ряды рабочего класса и трудового крестьянства.
После Хохшуле можно поступить в колледж (техникум), чтобы потом, с выслугой, стать линейным руководителем низшего звена. Мастером, например. Синие воротнички, в общем.
И только Гимназиум дает возможность поступить в универ и стать инженером, менеджером, управленцем.
Ну, наша мама выслушала этот приговор, расстроилась, естественно. А что сделаешь? Чужая страна, переселенцы. Сильно права не покачаешь. И пошел их пацан в шестой класс Грундшуле.
Первый раз, провожая его в школу, оба родителя, как и положено, хвоста сынуле накрутили:
— Ты ж, смотри! Не шалопайничай там. Тут тебе не Союз, где каждую неделю мать в школу, как на работу, ходила. То к классной, то к завучу, то к директору. Здесь с тобой сюсюкаться не будут. Выпрут из школы в два счета. Ну, и при таком раскладе… Сам на себя пеняй! Вон, к светофорам пойдешь, окна протирать в авто их буржуинам. В доме — каждый пфенниг на счету.
Вроде бы внял отпрыск. Месяц проходит, другой… Все тихо, спокойно. Не вызывают родителей в школу. Но как-то, уже ближе к Новому году, приходит парень домой:
— Мам, тебя к директору…
— Ну, началось… Предупреждали же тебя! Признавайся, что натворил?!
— Да, вроде, и ничего как бы… Все более-менее. И с учебой, и с поведением. Вот, сама дневник посмотри.
Ну, пошла мама в школу. К директору.
А тот встречает её с распростертыми:
— Чай? Кофе? Потанцуем?!
— Ой, герр директор, не до танцев мне. Что там мой сыночек натворил?
— Да что вы, фрау муттер… Не волнуйтесь. Все с вашим сыном в полном порядке. И программу он тянет, и уровень знаний у него оказался… Очень даже приличным. Мы уже согласовали с отделом образования магистрата. Теперь вот вас спрашиваем — согласны ли вы будете? Мы предлагаем вашего сына перевести в Хохшуле. Правда, сейчас, посреди года, — не самая хорошая идея. С одной программы на другую, новый школьный коллектив. Пусть он этот год у нас доучится. А со следующего учебного года переведем его в Хохшуле. Но… В шестой класс. Как вы на это посмотрите? Согласны ли?
Ну, ребята, конечно же, согласились. Хохшуле — это куда как лучше, чем Грунд!
Я к чему все это?
Первое. Все эти рассказы про разгул демократии где бы то ни было… Страшные сказки господина Гофмана. Какая бы страна ни была, государство в обязательном порядке и довольно жестко регулирует общественные отношения в той или иной социальной сфере. На то оно и государство. Бизнес — бизнесу, а социалка испокон веку была на государстве.
Правда, у нас, прикрываясь социальным партнерством, и социалку перекладывают на бизнес. Но то же — у нас. У России, сами понимаете, особый путь. А если про сухой остаток, вон Германия — уж демократичней и быть не может. А кто-то уже в детском саду определил: вот эти — в рабочие, эти — в мастера, а вот эти… Эти уже будут управлять государством. И как определил — всё… Черта с два вылезешь из того вагона, в который тебя засунули ещё до того, как ты что-то соображать стал.
Второе. А не такая уж и плохая у нас в Союзе система образования была, как об этом поначалу добропорядочные бюргеры подумали. Кто знает, может, после года в Хохшуле пацана моих земляков и одногодков в Гимназиум перевели? В очередной шестой класс…