Как и когда лучше забираться в горы?

Реклама
Грандмастер

С ранней юности Веню влекли к себе горы. Если не манили они своей неповторимой красотой, то явно уж дразнили пацана своей неукротимой неприступностью.

Вид на Эльбрус с перевала Гумбаши

И дело тут не в том, что он с детства жил в горах Тянь-Шаня, да и совсем не в любви к поэзии

Реклама
М. Ю. Лермонтова. Скорее всего близость этих величественных исполинов его действительно окрыляла, когда восторженный взгляд отсвечивал мириадами искорок, отражаясь в самую невыносимую жару от их заснеженных вершин.

Ещё сильнее горы стали притягивать к себе после того, как Веня с друзьями увидел только что вышедший фильм с Владимиром Высоцким «Вертикаль», про восхождение на Эльбрус.

Реклама

После бурного обсуждения — вроде того, что Эльбрус высотой всего-то 5642 метра, а вот расположенный с ними рядом и видимый иногда в хорошую погоду Пик Ленина гораздо выше, аж 7134 метра, решено было влиться в экстремальные, но интригующие пытливых пацанов ряды любителей альпинизма. Благо горных ущелий в предгорьях Киргизского Ала-Тоо, одного из хребтов внутреннего Тянь-Шаня, хватало.

Главное ведь — решиться! Правда, хорошо бы ещё, чтобы девчонки с восторгом и блеском глаз смотрели на их отважное восхождение на гору, особенно одна из них…

Просто так лазить по горам туда-сюда на манер вьючных животных у компании из четырёх мальчишек изначально желания не было ни у кого. Какой в этом смысл, горы ведь исхожены все вдоль и поперёк, по их мнению, давным-давно. И если не альпинистами, то контрабандистами и пограничниками точно, поэтому всё это было им не интересно.

Реклама

На Пик Ленина им забраться пока было не под силу, а вот если подняться вверх по скалам прямо по струе водопада «Голубиный водопой» в ущелье Чон-Курчак, это совсем другое дело! Ведь в здравом уме никто, наверное, подобное не вытворял. Почему бы не попробовать, тем более что высота водопада всего-то 26 метров, «раз плюнуть», всего с девятиэтажный дом, а счёт в горах у настоящих альпинистов идёт ведь на тысячи метров!

Реклама

Снаряжения у них, конечно, вообще никакого не было, одна только идея. Поэтому поднимались, цепляясь за скользкие камни и выступы скал, подавая руки и подсаживая друг друга, постоянно уворачиваясь от ударов по голове мелких камешков, летящих на них с высоты вместе с потоком воды.

Где-то на средине подъёма Веня понял, что это даже хорошо, что девчонки их сейчас не видят. Подсаживая Сашку Кебеца он явственно ощутил, как под его рукой сотрясается мелкой дрожью Сашкина задница. А что если и его от страха и напряжения бьёт такая же дрожь?

Конечно, ту девчонку из его мальчишеских грёз сам он готов был бы подсаживать в любой ситуации — что на ствол высокого дерева, что на скалу, и был бы счастлив от одной только возможности прикосновения. Но вот чтобы она, подсаживая его, ощутила такую постыдную дрожь… да ни за что!

Реклама

Хорошо, что девчонок они с собой тогда не взяли, неудобно могло бы получиться. Но наверх они всё же поднялись без потерь. Назад-то поворачивать посередине пути было ещё страшней, это даже любая домашняя кошка понимает. Залезет, бывало, на дерево, а слезть боится. Мяучит, просит, чтобы её сняли. А их кто бы снял тогда с верхотуры? Вот и пришлось им ползти упрямо вверх.

На этом их тогдашние горные подвиги, к счастью, потихонечку сошли на нет. Может, потому, что Пик Ленина всё же действительно был свыше семи тысяч метров. А может, потому, что девчонок с собой они тогда не взяли, особенно ту, и на них в тот раз с изумлением смотрели с высоты только горлинки, горные голуби.

Реклама

Так Веня дальше и жил потом уже на равнине, видя иногда горы во сне и иногда в магазине на пачках папирос «Казбек».

Да и разве это горы? Вот Джомолунгма — это да, или хотя бы тот же Эльбрус…

Друзья, побывавшие на Эльбрусе, рассказывали Вене с восторгом о своих впечатлениях. О прелести гор, о новых знакомствах, о том, что это даже замечательно, что в очереди на подъёмник можно простоять внизу в Терсколе на Азау половину дня. Зато за это время столько новых друзей и таких замечательных девчонок можно встретить, что не все даже после знакомства наверх на гору направляются.

Реклама

Да и вагончики канатки там замечательные, человек тридцать впритык набиваются, как карандаши «Кохинор» в коробке. Такие жизненные сюжеты по пути на вершину иногда вырисовываются…

Веня уже как-то даже собрался в горы, отпуск взял и амуницию себе прикупил. Но тут узнал, что отель высокогорный «Приют одиннадцати» спалили по недосмотру. А он с годами как-то привык намечать конечный пункт путешествий, не идти же теперь ему бесприютно до самой вершины.

Реклама

Да и подъёмникам этим Веня перестал доверять, увидев как-то в парке одного известного курортного города подвесную канатную дорогу. Народ, болтая ногами над пропастью, вроде в открытую не визжит от страха, но косогор внизу предательски усеян разными одиночными туфельками-сандаликами. А в одном месте что-то уж больно похожее на вставную челюсть предательски проглядывает этаким розовым цветочком в зелёной травке. Давно всё это лежит, потому что даже пейджеры ещё валяются, а Веня уже и забыл про эти архаичные аппараты.

Реклама

Больно уж эта канатка Вене не понравилась, обычная «тарзанка» и то показалась надёжнее!

Потом была длительная послеперестроечная неразбериха, хроническое безденежье, до гор ли Вене было?

Канатка на Эльбрусе, может, и получше, чем в парке города Н., думал Веня, и даже, наверное, там есть твёрдый пол, на котором можно будет стоять. Но толкучка ему и в маршрутке по пути на работу изрядно надоела.

Реклама

Так они и жили дальше сами по себе, независимо друг от друга. Веня задумчиво крутил за ухом карандашом «Кохинор» в своём проектном институте, а Эльбрус горделиво блестел в хорошую погоду своей двуглавой заснеженной вершиной.

Реклама

Но однажды Веня услышал, что французы новую канатку на Азау соорудили. Тут уж он не смог устоять, мигом приехал и убедился сам: народу в очереди на подъёмник почти нет, кабинки прекрасные на восемь мест, все сидят довольные, любуясь горными пейзажами.

И что он, дурак, так долго собирался?

Езди туда-сюда на высоту почти четыре тысячи метров хоть целый день, наслаждайся солнцем, горным воздухом и прелестью заснеженных гор.

Реклама

Одно только Вене не понравилось: стоимость подъёма на самую верхотуру — 1400 рублей с человека. Но для лиц возрастом «65+» скидка положена аж 40%. А свыше 75 лет вообще подъём бесплатный.

Это, конечно, здорово, но для получения этой скидки в кассе необходимо было предъявить паспорт. А как Веня на это бы пошёл, если рядом у касс стояли такие прелестные молодые девчонки, причём одна краше другой. Не комсомолки, конечно, но спортсменки и просто красавицы точно!

Реклама

Так и поднялся в этот раз Веня на Эльбрус молодым не по возрасту, бодрым и энергичным, как тогда, в юности в ущелье Чон-Курчак, но за полную стоимость, безо всяких скидок.

А то чего лишний раз перед девчонками позориться, оформляя скидку…

Сам виноват, нечего в своей конторе так долго было карандашом за ухом ковыряться. Так и до бесплатного посещения небесной выси недалеко.

Реклама