Как получать многогранную пользу от борщевика?

Реклама
Грандмастер
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.
О. де Бальзак

Статья посвящается борщевику, с благодарностью.

Как получать многогранную пользу от борщевика?

У нас овраг с родниками. Кто-то альтернативно одаренный повадился сваливать туда мусор. И ручейки перестали течь, не в силах одолеть полиэтилен. И помочь им невозможно, потому что по почве можно провести канальцы с помощью лопаты, а как быть с этим кошмаром из пленки, бутылок, кабелей, ботинок, кастрюль, банок с краской и канистр с отработкой? В общем, махнули рукой и позволили месту стать гнилым болотом с торчащим стеклом и пятиметровыми борщами.

Реклама

И вот вздумалось мне вернуть месту родники и ручейки. Какое пространство мало того, что пропадает, так еще и травит ручей и воздух!

Работа казалась непосильной. Но лиха беда начало, а дальше люди вроде как захотят прийти на помощь.

Всё всему мешает: летом к свалке мусора не подступиться из-за борщевиков, к борщевикам — из-за заболоченности, к болоту — из-за стекла, прорезающего обувь. Кошмар! И всё-таки начинать надо.

Реклама

Сперва спустить воду. При том, что под ногами прямо-таки трясина: рубанешь лопатой — и все вокруг колышется, шагнешь неудачно — и тонешь в грязи по щиколотку и иногда по колено. Хочешь опереться на что-то — режешь руки битыми бутылками и неимоверным количеством торчащих осколков оконного стекла, встречались тонкие и длинные, как сабля. Страшно напороться на такое, когда земля уходит из-под ног.

Страшное место, а ведь мальчишки куда только ни проникают, их не удержишь. Да и не всегда жизнь добра: может, кому-то когда-то придется в этом месте скрываться или спасаться бегством. Случайный оползень (с родниками-то почва размывается), поиски сбежавшего питомца, случайное падение в овраг ночного путника… Мало ли что может приключиться за те 200 лет, пока стекло само собой не начнет крошиться от старости.

Реклама

Помощь пришла со стороны борщевиков.

Во-первых, старые стебли легко отламывать и укладывать под ноги. Они ложатся готовыми дорожками по 3−5 метров, под ногами крошатся, но при толстом слое крошева уже не рискуешь ни утонуть, ни порезаться.

Во-вторых, розетки листьев и корневище с массой разошедшихся во все стороны поверхностных корней — это надежные кочки. Они позволили дойти до чистого места с уклоном, а дальше просто: лопату в землю, туда-сюда ее расшатать, и водичка начинает бежать, промывая себе русло. Вода стекла немного — можно вытаскивать мусор, расхаживая по этим самым кочкам.

Реклама

Потом его надо будет поднять на склон, чтобы машина увезла на мусороперерабатывающий завод, где умеют разделять стекло, пластик, железо и прочее. Утром пораньше встать и бегать по склону с пакетами вверх, потом вниз, вверх и снова вниз. Очень полезно. В ногах половина сосудов и нервов, и если давать им нагрузку, то и здоровье в целом будет в порядке.

Может, конечно заговорить чувство справедливости: пусть убирает тот, кто это натворил. Но злодей неведом и вряд ли жив. Добиваться справедливости намного труднее, чем спокойно исправить положение.

Вот идет по дороге парень, пьет пиво, бросает банку в кусты. Следом идет бабушка, и ей довольно трудно доставать банку из кустов, но она это делает, чтобы люди не жили в грязи. Разве проще ей было бы догнать парня, взять его за шкирку, приволочь к кусту, заставить поднять банку и донести до мусорки?

Реклама

Но речь не о странных людях, с которых сор сыплется, а о борщевике. Борщевик от хождения по нему погибает, его нет на тропинках. В нашем случае он погибает еще и от того, что нога вдавливает его в грязюку, где бедняга задыхается. Это ненадёжный метод уничтожения, чуть позже надо будет пройти и подрубить растения острой и по возможности зубастой лопатой.

Реклама

А пока именно благодаря борщевику удалось превратить болото в ручеёчки, вода ушла, и уцелевшие после хождения по ним борщевики стали доступны подрубанию под корневую шейку (никаких побегов от корня борщевик не дает, но корневая шейка может быть на глубине от 5 до 15 см, не всегда удается отрезать стебель под ней). Два удара зубастой лопатой — и борщ превращается в короткую кочерыжку (которая выносится на дорогу под палящее солнце и колеса машин), массу безвредной и даже очень полезной органики и отмирающее корневище в почве, которое ее сильно улучшает.

Люблю борщевики. Какая мощь! Какая огромная польза, если вовремя подрубить! Какой хороший повод гулять по лесам и полям, отыскивая случайные одиночные растения, которые станут бедой, если полениться и дать им осемениться! Люблю и потому рублю, превращая их из зла в добро.

Реклама