Мне доводилось читать про рекламу во времена НЭПа. На страницах дореволюционных газет я видел образцы российской рекламы царского времени. Ничего особенного — все, как тогда было во всем остальном мире. А вот потом, когда началось строительство социализма — с рекламой словно что-то случилось.
Реклама в СССР была, мягко говоря, неназойливой. Например:
Летайте самолетами Аэрофлота!
Сейчас остряки переспрашивают: «А что, можно было летать самолетами других авиакомпаний?»
Дело совсем в другом, ведь тогда очень многие отпускники и туристы ездили поездами. Реклама их пыталась уговорить летать, ибо в условиях огромных расстояний в СССР это обещало существенную экономию времени. Чтобы долететь от Москвы до Красноярска, надо потратить несколько часов, тогда как поездка на поезде займет несколько суток.
В 1930 годы висели рекламные плакаты:
Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы.
Крабов добывали на Дальнем Востоке, консервов в центральную часть СССР завезли очень много, а люди что-то совсем неизвестное есть не хотели. Вот и стояли эти консервы на полках магазинов, место занимали. А когда люди начали крабовое мясо покупать, распробовали, стали эти банки дефицитом — и кончилась реклама.
В этом, собственно, и секрет рекламы в СССР. Здесь рекламировалось только то, что было в избытке. А поскольку в дефиците было если не все, то очень многое, в рекламе торговля, в общем-то, и не нуждалась.
На телевидении в СССР рекламы практически не было. Говорят, что во времена Хрущева в 1964 году на телеэкранах появился небольшой рекламный фильм, рассказывавший о пользе кукурузы. Но после ухода Хрущева показывать эту рекламу прекратили. Лично я этого фильма не помню, в те годы смотрел только «Спокойной ночи малыши», их как раз начали показывать в 1964 году.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Всевозможные «Рабыни Изауры» и прочие «Богатые тоже плачут», которые показывали по ТВ на самом закате эпохи СССР, транслировались без рекламы. А потом настали 90-е — и началось.
Новые российские капиталисты еще не понимали, что требуется от рекламы, потому бедные советские телезрители смотрели:
У вас в магазине есть мыло Estel? Если нет — спросите в магазине, почему!
Реклама
И уже ходил в народе анекдот о том, что одна старушка пенсионерка действительно спросила в магазине про то самое мыло. Ей ответили, что один кусок этого мыла стоит, как ее месячная пенсия.
Или была реклама первых сотовых телефонов, тех самых, размером и весом с хороший кирпич, стоимостью в пару тысяч долларов и с месячной платой в пару сот долларов — при тогдашних зарплатах в несколько десятков долларов…
— Профессор, Вы где?
— Гуляю в парке.
Надо же — на что человек готов потратить кучу денег…
РКН: сайт нарушает закон РФ
Мне иногда кажется, что реклама на российском ТВ в 90-е годы была ущербной. Активны в ней были только жулики. Реклама финансовых пирамид была вездесуща и привлекательна, сценарии для нее писали талантливые сценаристы, а играли — хорошие актеры.
В рекламном ролике капитан спешит отдать свои сбережения за ничего не стоящие красиво напечатанные бумажки.
РКН: сайт нарушает закон РФ
В то же время реклама продаж недвижимости, различных продуктов, банковских услуг была, скорее, неоднозначной. Вот реклама шоколадных батончиков «Milky way» — ну кому какое дело, что он не тонет (мы-то знаем — что не тонет…)?
РКН: сайт нарушает закон РФ
«Инкомбанк» тратил огромные деньги на размещение в прайм-тайм совершенно бездарной рекламы, способной скорее отпугнуть клиента.
РКН: сайт нарушает закон РФ
А вот банк «Империал» — да, потратил кучу денег на размещение рекламы в лучшее для зрителей время, но и в ролики вложил огромные деньги, наняв хороших актеров и создав какие-то осмысленные сюжеты для серии «Всемирная история. Банк Империал».
Впрочем, и «Инкомбанк», и банк «Империал» кризисов конца 90-х не пережили.
В 2000е годы, когда ситуация в России начала стабилизироваться, реклама на ТВ стала иной. Дефицит большинства товаров исчез, остался только дефицит денег у народа. Потому за финансы потребителя разгорелись нешуточные баталии — и реклама, особенно телереклама, стала мощным оружием в войне за покупателя.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Вот реклама того же самого «Milky way» — только оригинальная, а не копия с иноязычного образца. И смешно, и товар хорошо представлен, и то, что «не тонет» — показано, но без упора именно на это.
Рекламировать стали то, что потребляет массовый зритель. И дурные переводы с иностранных языков («Не тормози — сникерсни» — взяли рекламу на болгарском, где «сникер сни» означает «съешь сникерс») постепенно исчезли.
Правда, общий объем рекламы на российском ТВ давно уже зашкаливает. Физически его уже не увеличить, в 2021 году он составил 1.728.670 минут (1200 суток в год на всех наших каналах).
Видимо, далее ТВ-реклама в России пойдет по тому же пути, как и во всем остальном мире. Будет вплетаться в видео-сюжет, станет менее навязчивой, но такой, чтобы умные видео-гаджеты, такие как смарт-ТВ, не могли выкусывать ее из сюжета, как это делается сейчас, за небольшую дополнительную абонентскую плату.