Старый сад встретил друзей тишиной и прохладой. Кроны деревьев сомкнулись и не пропускали ярких солнечных лучей. Между деревьями разрослись кустарники и вытеснили светолюбивые растения. Землю покрывали коврики лесной фиалки — здесь ей было привольно и уютно.
— Сейчас мы вступаем в заросли лесного ореха, фундука, как называют его люди. Вы пока осматривайтесь, а я полетаю и поищу жука — орехового трубковёрта. Посмотрите на ветки орешника — на них висят домики-укрытия, которые соорудили трубковёрты. Эти жуки мастера своего дела! — сказала Соня и скрылась в зарослях.
Паучок и муравей подняли головы и сразу же увидели бочкообразные пакетики, сооружённые из листьев орешника.
— Красиво — словно новогодняя ёлка! — воскликнул Любознайка.
Путешественникам повезло: на дальней ветке усердно работал небольшой жучок с красными надкрыльями и чёрной головой. Мама-жучиха, а это была она, перегрызала поперёк лист фундука. Вот она дошла до центральной жилки. Жилку не тронула, а начала перегрызать вторую половинку листика.
Друзья так внимательно наблюдали за работой трубковёрта, что не заметили, как очутились в гуще движущихся насекомых, одетых в яркие чёрно-красные мундиры. Величиной они были в два-три раза больше муравья.
— Жуки-солдатики, — прошептал Любознайки, — они нас сейчас раздавят.
От армии насекомых исходил очень неприятный запах.
— Это клопы! — сказал Многознайка. — В школе я слышал, как учительница говорила детям, что существует много семейств насекомых и что жуки и клопы — это разные семейства. Она говорила о различиях, но я запомнил только то, что клопы дурно пахнут.
В это время клопы-солдатики вышли на узкую тропу, проходящую под раскидистым кустом, и ещё сильнее сдавили тела друзей.
— Многознайка, поскорее залезай на спину солдатика, а я постараюсь зацепиться за ветку, выпустить паутину и сбросить её тебе.
Муравей проворно переполз на спину клопа, а паучок, как воздушный акробат, подпрыгнул и ухватился за ветку. Первая попытка не привела к успеху — он не удержался и полетел вниз. Приземлился Любознайка на спину другого солдатика. Теперь друзья ехали верхом на клопах.
— Давай дождёмся, пока они выйдут на простор, и сбежим от них, — предложил паучок.
— Это опасно — мы можем не успеть сбежать. Они питаются растениями, но иногда поедают других насекомых и даже своих сородичей. Клопы любят греться на солнышке, вот они и переходят к освещённому дереву. Там облепят его ствол и будут принимать солнечные ванны.
Быть съеденным паучку совсем не хотелось — он приноровился и подпрыгнул. В этот раз прыжок удался, и вскоре Любознайка на паутинке поднял друга на ветку.
Путешественники побежали обратно. Возле орешника сидела Соня. Она с беспокойством смотрела по сторонам. На нижней ветке небольшой красный жучок с чёрной головкой, казалось, сидящей на длинной шее, старательно разрезал лист. Увидев незнакомцев, жучок замер и, как мёртвый, свалился на траву.
— Трубик! Это мои друзья, про которых я тебе рассказывала — Любознайка и Многознайка, — успокоила трубковёрта божья коровка.
Жучок мгновенно ожил и перебрался поближе к путешественникам.
— Вы настоящие архитекторы, — сказал Многознайка, — красивые домики из листьев строите. Вас люди не называют вредителями?
— Нет, не называют — нас не очень много, цветы и плоды мы не трогаем, поэтому вреда орешнику не наносим, — ответил жучок.
— А почему у вас такие вытянутые головы? — спросил Любознайка.
— Такими создала нас природа, чтобы удобнее было свёртывать трубочки-укрытия. В эти укрытия мы откладываем яйца, а когда появляются личинки, они питаются подсохшим листочком. Со временем черешок пересыхает, и лист вместе с личинками падает на землю. Осенью личинки забираются в землю под опавшими листьями и там окукливаются.
— А вот на острове Мадагаскар живёт трубковёрт-жираф. Он в пять раз больше меня, и его голова так сильно вытянута, что похожа на трубку. Учёные называют такую голову головотрубкой, поэтому и назвали его жирафом. Так вот, этими головотрубками жуки дерутся, когда выбирают себе пару, — сказал трубковёрт и поспешил на ветку орешника достраивать домик.
— Теперь пойдём знакомиться с долгоносиками, — сказала Соня. — У всех долгоносиков очень вытянутая голова, поэтому их ещё называют слониками. Долгоносики живут по всему миру, они очень разные, бывают совсем маленькие, бывают и большие, в три раза больше меня. Все они питаются разными частями растений, и люди считают их вредителями. Среди них есть цветоеды, короеды и много других. Большой вред долгоносики наносят садовым растениям. Эти жуки способны испортить весь урожай.
— Верно! Полина бабушка говорила, что в этом году малинный цветоед испортил почти все ягоды малины.
В это время путешественники подошли к малиннику, который чудом уцелел в неухоженном саду. Множество маленьких чёрных жучков с хоботками летало среди стеблей малины, выискивая неповреждённые ягоды. Кое-где росли кустики земляники — все ягоды на них были облеплены жучками. Те, кто не нашёл еду на малине и землянике, перелетали на изгородь, по которой плелась ежевика.
— Какое им тут раздолье! — воскликнул Многознайка.
— Да, раздолье! — отозвалась Соня. — Это молодые жучки, которые появились на свет в начале лета. Сейчас они усердно питаются, а в конце лета спрячутся в опавшие листья и будут в них зимовать. Весной цветоеды откладывают в цветочные бутоны яйца и подгрызают цветоножку. После этого бутон вянет и падает на землю, а вышедшие из яиц личинки кормятся тканями бутона.
Любознайка совсем близко подошёл к кустикам земляники. Жучки, заметив его, мгновенно вытянули лапки, подогнули под себя хоботки и упали на землю.
«Испугались малыши», — сообразил паучок, развернулся и побежал обратно.
Божья коровка полетела к старой яблоне, друзья поспешила за ней. Ствол яблони был изрезан глубокими трещинами. Кора возле трещин была сплошь покрыта мукой буроватого цвета.
— Видите, ствол усыпан буроватой мукой — здесь живут короеды. Всю жизнь эти жучки проводят внутри дерева, их очень редко можно встретить на поверхности коры. Короеды протачивают себе в древесине гнёзда с такими запутанными ходами, что в них можно заблудиться.
Многознайка быстро забрался по стволу до ближайшего входа в жилище короедов. Он заглянул внутрь и сказал:
— Я пойду на разведку — хочу найти жуков и поговорить с ними. Если они питаются древесиной, то меня не съедят.
Сказав так, муравей скрылся в лазейке. Любознайка и Соня уселись под яблоней, и паучок начал рассказывать Соне про путешествия по миру. Божья коровка с интересом слушала, и время пролетело незаметно.
В саду потемнело, и друзья забеспокоились — муравья до сих пор не было! Паучок забежал на дерево, заглянул внутрь хода:
— Темнота, духота и тишина. Может, он заблудился? — с беспокойством проговорил Любознайка.
Соня облетела вокруг дерева.
— Хоть бы один короед выглянул — попросили бы его поискать муравья, — сказала она.
В это время кто-то дёрнул её за усик. Соня оглянулась — перед ней стоял муравей, с головы до ног вымазанный в древесную муку. На его личике сияла довольная улыбка.
— Уже темнеет, пойдёмте поскорее к Рыжухе, по дороге я вам кое-что интересное расскажу, — объявил Многознайка и зашагал по тропинке.
Друзья присоединились к муравью, а он начал свой рассказ:
— Сначала я ничего не видел. Но вскоре глаза привыкли к темноте, и я разглядел много разных ходов: одни были, как коридоры, длинные, другие короткие, как комнаты. Потом мне повстречался маленький жучок. Он испугался и хотел убежать, но я сказал, что путешествую с друзьями и изучаю мир жуков и попросил его рассказать о жизни короедов. Жучок показал мне все помещения внутри дерева. Там — как в лабиринте, сам я никогда не нашёл бы обратной дороги. Есть комнаты для яиц и для личинок, которые усиленно питаются. Отдельное помещение предназначено для окукливания личинок. Когда личинка превращается в жука, он выходит из гнезда через специальное отверстие в коре. А ещё жук рассказал, что есть виды короедов, которые для улучшения питания личинок разводят грибы в своих гнёздах.
Неожиданно Соня врезалась во что-то большое и твёрдое. Она в испуге отскочила назад, а вслед ей раздался резкий звук, и горячая обжигающая жидкость облила путешественников.
— Ой-ой-й! — закричал муравей.
— Ай-ай-й! — запричитал паучок и от боли завертелся на месте.
Меньше всех досталось Соне. Она огляделась по сторонам и увидела притаившегося среди корней дерева большого ярко-коричневого жука с чёрными надкрыльями. Он грозно шевелил своими длинными усами и наблюдал за каждым движением пришельцев.
Божья коровка тихо сказала:
— Надо уходить отсюда. Это бомбардир, он хищник и с наступлением сумерек выходит на охоту. Эти жуки умеют стрелять струёй горячей жидкости, так они защищаются от нарушителей.
Пока Соня говорила, друзья катались по траве, стараясь очиститься от едкой жидкости. Потом все трое исследователей со всех ног припустились бежать, подальше от владений жука-бомбардира.