Студенческие байки. Как на экзаменах ставили «автомат»?

Реклама
Грандмастер

Уверен, тот, кто когда-то был студентом, прекрасно знает, что такое «автомат». Так же как и то, что к стрелковому оружию это понятие никакого отношения не имеет. Автомат — это… Такая классная штука! Когда тебе экзамен сдавать не надо. Поскольку оценку по предмету преподаватель выставляет заблаговременно, ещё до того, как вся группа узнает полный перечень экзаменационных вопросов.

За что же, за какие такие заслуги тебе может прилететь такое счастье, в просторечии именуемое автоматом?!

В моем студенчестве автомат чаще всего ставили за… аккуратную посещаемость. Всё, закончился лекционный курс, позади все практические занятия по предмету. Группа сидит в аудитории, преподаватель, перед тем как огласить список неудачников, не получивших на данный момент допуска к экзамену, листает журнал.

Листает, листает… А потом называет одну… максимум две-три фамилии:

— Имярек такие-то… будьте добры. Зачетки — мне на стол. А все внимательно посмотрели на этих товарищей. У них, как ни странно, нет ни одного пропуска ни лекций, ни практических занятий. За их усердие и прилежность считаю возможным…

Реклама

И выводит в зачетках этих счастливчиков отличную оценку. А потом, уже обращаясь к старосте:

— А вы на экзамене не забудьте напомнить мне, что вот эти студенты уже получили свои заслуженные пятерки.

Хотя прилежное посещение лекций и практических занятий не единственный случай, когда можно получить отличную оценку по предмету автоматом. Если кто-то из группы участвовал в городской общевузовской олимпиаде по предмету и при этом занял если не призовое, то достаточно высокое место (не важно, в личном или общекомандном зачете), тоже можно получить «автомат». Участие в научной конференции по предмету тоже давало шанс на отличную оценку без экзамена.

Бывали случаи, когда мои приятели получали автомат за то, что своими руками оформляли наглядную агитацию (схемы там разные, таблицы, изречения классиков лесной науки, их портреты

Реклама
и т. п.) в кабинете по предмету так, что довольный проделанной ими работой преподаватель сразу после окончания зачетной недели собирал зачетки умельцев и старательно в каждой из них выводил «отл.», удостоверяя истинность этой записи своей личной подписью.

В принципе, все эти случаи получения автомата имеют под собой какое-то логическое обоснование. Если человек аккуратно, без пропусков, посещал лекции и практические занятия… Уж что-то от прослушанного и закрепленного на практических занятиях курса должно остаться у него в голове. Ну, а по выпуску и в случае необходимости эту основу можно и расширить, углубить в том направлении, которое от бывшего студента потребует специфика его конкретного рабочего места.

Реклама

Если человек участвовал в олимпиаде или научной конференции, уже одно это говорит о том, что он обладает достаточной базой знаний по предмету. Ну, а оформление кабинета по изучаемому предмету… Да пока студент выполнял эту работу… Клеил, выпиливал, прикидывал, что куда и в каком порядке, закреплял. Уж что-то из этой наглядной информации точно должно остаться у него в голове!

Но… Был у меня как-то случай, когда автомат поставили без какой-то видимой связи с предметом, по которому нужно было сдать экзамен. И, тем более, без какой-то логической привязки к возможным знаниям студента…

Аграрное право мы сдавали. Такая, я вам скажу, каша-малаша… Тут вам и правовой статус земель разных категорий, и финансовые правоотношения различных сельскохозяйственных производств, начиная от фермерского хозяйства и заканчивая сельскохозяйственным кооперативом, и регламентация утилизации того же навоза… Сам черт ногу сломит. Что уж тут говорить о бедном студенте?!

Реклама

Слава Богу, мне в жизни все это не пригодилась. Никогда не сталкивался с аграрным правом. А тогда надо было сдать экзамен. Курс третий был. Может, четвертый. Не помню. Но зимняя сессия — точно. На весенней ведь её начало куда приятнее где-то на травке, под уже теплым солнышком, отметить. А зимой… Хочешь не хочешь, надо искать какое местечко под крышей. И желательно — тепленькое. В кафе там. Или, если финансы позволяют, в ресторане.

Препод по аграрному праву у нас был молодой и достаточно демократичный. Можно сказать, соответствовал духу времени. А дело в первой половине 90-х было.

Ввиду своей демократичности препод мог спокойно подсесть к компании своих студентов, отмечавших где в кафе или ресторане начало сессии, и по завершению застолья поставить им в зачетки «удавы». Без всякого экзамена. Автоматом.

Реклама

Если вдруг кто из присутствующих начинал возмущаться:

— А почему удав? Может, я четыре или пять хочу?!

То получал аргументированный ответ:

— Хочешь — приходи на экзамен. Проверим твои знания. Вот только результата я не гарантирую. В т. ч. и «удава». На что ответишь, то и получишь. На четыре или пять, разлюбезный ты мой, над учебниками корпеть надо. Изучать предмет, что прилежные студенты сейчас и делают. Сидят, заметь, не за обеденным столом, а за письменным. И как ещё Владимир Ильич говорил… Помнишь такого? И что он говорил? «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Вот прилежные студенты и учатся. А не водку пьянствуют. Пусть и со своим преподавателем. Ещё вопросы есть? А раз нет, зачетки при себе? Ставить в них удавы?! Да, и старосту предупредите, чтобы напомнил мне. И я удавы в ведомость вписал, а не проставил неявку…

Реклама

Вот такой он был, наш преподаватель по аграрному. Большой демократ. Поэтому и в аудиторию запускал сразу всю группу. Мы, естественно, билеты разобрали, расселись за столами, готовимся. А ему-то… Делать, пока мы готовимся, нечего. Скучно! Вот он и говорит нам:

— Кто мне сейчас, сходу, скажет, с какой страной Европы у России настоящая взаимная любовь, ставлю «хор.» автоматом.

Ну, народ и оживился. Кто-то с места кричит:

— Франция!

Преподаватель ему и отвечает:

— Нет, мы-то Францию любим, а вот она… Вечно к нам поворачивается… одним местом.

Кто-то ещё страну назвал, кто-то ещё. А когда возникла пауза, я в наступившей тишине и произнес:

— Испания.

Вспомнились почему-то знаменитые «Но пасаран», наши интербригадовцы, которые легли в испанскую землю, Долорес Ибаррури и её сын, Рубен, что в начале осени 1942-го погиб где-то на подступах к Сталинграду.

Реклама

А преподаватель тут же, моментально, и ответил мне:

— Да, верно, давай зачетку.

Я поднялся с места и пошел, направляясь к преподавательскому столу. Народ сразу же завопил:

— Да за такой ответ, с ходу, да без подготовки… Пять надо. Пять!

Ну, а преподаватель им в ответ:

— Так на «хор.» же договаривались!

И уже обращаясь ко мне:

— Как, четыре хватит? Или будешь дальше готовиться с надеждой на пять? Я ведь результата по итогу твоего ответа не гарантирую…

А мне как-то и не хотелось большего. Я и махнул рукой. Какая там подготовка?! Мне хоть четыре, хоть три. На заочном ведь стипендию не платят. Главное, конец экзаменационным мучениям. Как минимум, по этому предмету.

Вот так я и получил автоматом «хор.» по аграрному праву. Только потому, что вспомнилась мне славная страна Испания. И какой-то связи между моими потенциальными знаниями и полученным автоматом, казалось бы, не было.

Так не было?.. Или только казалось, что не было?!

Ведь первое, что ещё до «Но пасаран», я вспомнил — это… Знаменитые строки Михаила Светлова:

Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.

Землю! Землю отдать. А какое аграрное право без земли?..

Реклама