Долгое время люди жили практически там, где работали. Подмастерье спускался со второго этажа — и попадал в мастерскую, мальчик на посылках складывал на кухне свой тюфячок — и выходил на свое рабочее место.
В XIX веке, когда появились заводы и фабрики, рабочих селили в бараках неподалеку, а мастера жили в арендованных домиках рядом с фабрикой, 10−15 минут пешком — и они подходили к дверям своего завода. Инженеры и руководство завода жили в коттеджах неподалеку. Они тоже могли бы приходить на работу пешком, но ради престижа обычно ездили в экипажах.
В XX веке ситуация сильно поменялась. Тем более в крупных городах. В разных концах огромных городов за прошлый век было построено много больших и малых предприятий, также здесь работает множество различных учебных заведений. Работники предприятий, педагоги институтов, школ и лицеев, а также их учащиеся живут в одном районе города, а на работу и учебу часто ездят в другой. Обслуживанием инфраструктуры города тоже заняты сотни тысяч людей, которые тоже нагружают
Расстояние между домом и работой в среднем увеличивается от десятилетия к десятилетию. В Москве уже считается «очень близким» работать в часе езды от дома, некоторые тратят на дорогу и по два часа, а в случае пробок — и больше. Два раза в день по 2.5−3 часа — и получается, что работающие в больших городах часто тратят на дорогу 5−6 часов в день!
Лично я «от двери до двери» затрачиваю примерно час с четвертью — при том, что живу я на севере Выборгского района Питера, а работаю на юге города, в Московском районе. Что выручает народ сейчас? Конечно, метро. В наше время в Санкт-Петербурге, если живешь совсем рядом с работой, можно ездить на трамвае или автобусе, но при «средних» расстояниях люди ездят на метро. При выборе нового места работы удобство и время в пути играет не последнюю роль.
Сегодня, когда множество людей ездит на работу на своих машинах, дорожные пробки играют важную роль. Почти постоянные пробки на многих городских улицах и отдельных отрезках КАД заставляют многих даже при наличии собственной машины ездить на работу и с работы общественным транспортом. Едва купив машину, я некоторое время ездил на работу на ней, но такие поездки требовали утром на полчаса времени больше, чем поездки на общественном транспорте, а вечером — на час-полтора дольше, из-за постоянных пробок на улицах города.
Какой же выбор транспорта мы имеем?
Ну, поскольку речь здесь идет об очень крупных городах, то совершенно немыслимо обойтись без метро. Метро Петербурга перевозит в день около 2.000.000 человек. Метро быстро и надежно. Редкие «пробки» в метро всегда становятся причинами огромных транспортных пробок и многочисленных опозданий на работу.
Если работу удалось найти где-то недалеко, то можно ездить на каком-нибудь наземном виде транспорта, тем более что многочисленные городские маршрутки обычно принимают в качестве платы за проезд электронный билет «подорожник», а по нему плата за проезд имеет существенные льготы. Однако попасть в пробку в данном случае более чем вероятно.
У нас в Питере, особенно на окраинах города, где улицы широкие, а для трамваев выделены отдельные полосы, специально отделенные от остальной проезжей части, сильно облегчены транспортные проблемы. Работающие тут экспресс-трамваи быстро и без проблем перевозят народ в часы пик от места жительства до станций метро.
К сожалению, заводы, НИИ и разнообразные конторы редко находятся рядом с метро. Раньше некоторые люди ездили на работу несколькими видами транспорта: на чем-то до метро, потом на метро, потом на каком-то наземном транспорте от метро до работы. И вот тут существуют интереснейшие варианты.
Во избежание пробок, в случае, когда до работы трудно доехать на метро, во времена СССР некоторые нестандартно мыслящие люди ездили на работу на велосипедах. И один из них мне рассказывал, что так ему даже быстрее, чем сначала на автобусе до метро, потом на метро с пересадкой (в час пик — очень неудобно), а потом — пешком от метро. А тут — сел на велосипед и поехал.
Через пробки он проезжал, как горячая спица через масло, не останавливаясь и почти не замедляясь. Велосипед хранил в квартире закрепленным в коридоре на стене, а на работе ему разрешали вносить его внутрь. Помимо того, что он экономил на дороге пару десятков минут и деньги на билеты, ежедневные поездки на велосипеде заменяли ему хорошую гимнастику. Но, надо признаться, зимой и во время дождливой осени его поездка не доставляла ему особой радости.
Некоторые из-за пробок, я слышал, покупали мотороллеры или мопеды — это намного быстрее, чем на велосипеде, а все пробки так же проезжаются насквозь и очень быстро. На случай плохой погоды ребята где-то покупали чехлы из прозрачного пластика — они позволяли не промокнуть при поездке в плохую погоду.
В последнее время в городе распространены всевозможные электросамокаты, у станций метро в Московском районе ранним утром и вечером, после окончания работы, есть большие стоянки этих новых транспортных средств. А днем у метро пусто — по нескольку электросамокатов находятся на импровизированных временных стоянках у офисов контор и предприятий.
Да и по тротуарам в последнее время таких «самокатчиков» хватает. В начале 2000-х по Питеру начали размечать специальные велосипедные дорожки по тротуарам, потом это дело как-то затихло, разметка тех дорожек затерлась со временем. Но теперь, мне кажется, следует такие дорожки восстановить — ради самокатчиков.
Даже в метро довольно часто вижу парней со сложенными и помещенными в переносной футляр самокатами. До метро на самокате много быстрей, чем пешком, а у метро сложил, доехал до своей станции, вышел, снова разобрал самокат — и рванул до своей проходной. Получается намного быстрее, чем пешком+метро.
Несколько раз видел, как кто-то на моноколесе катится по тротуарам — и тоже при подъезде к метро он собирал свое транспортное средство и ехал далее на метро. А на другом конце, очевидно, снова переходил на свой оригинальный и суперсовременный вид транспорта.
Как же будут выглядеть улицы городов лет этак через 5−10? Насколько на них прибавится электросамокатов и моноколес? Или появится какой-нибудь экспресс-трамвай со скоростью больше 100 км/ч? Уверен, что все равно электросамокаты из нашего быта уже не уйдут.