Почему в старину семьи были большими?

Реклама
Грандмастер

У моей бабушки было четверо сестер и два брата, у моего дедушки было очень много братьев и сестер, как бы не 12 человек всего. У меня две дочки, у моей сестры трое. Почему в наше время в семьях так мало детей, а лет 150 назад женщины рожали намного больше?

Моя сестра — многодетная мама, у нее трое детей. Во времена позднего СССР за троих детей в семье маме выдавали удостоверение «Многодетная мать», что позволяло получать на семью какие-то дешевые продовольственные заказы, более свободно закупаться одеждой для детей по госцене (то есть очень дешево). Однако были во времена СССР и награды за материнство.

Реклама

В августе 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил для многодетных мам особые награды: «Медаль материнства», орден «Материнская слава» и звание «Мать-героиня».

Реклама

Медалями второй и первой степени награждали за 5 и 6 детей в семье; орден «Материнская слава» трех степеней вручали, соответственно, за 7, 8 и 9 детей; а за 10 и более — присваивали звание «Мать-героиня».

Реклама

Сделали это во время Великой Отечественной войны, потому что руководство страны верно оценило важность восстановления численности населения страны, столь сильно пострадавшего в ходе войны. А ведь за 50−100 лет до того времени обстановка в семье была иной.

Моя бабушка родила четверых детей, хотя один из них умер в младенчестве. А ее мать, моя прабабка, жившая в XIX веке, была матерью 12 детей. При этом она была вовсе не одна такая. В ее деревне в большинстве семей было именно так. Ведь тогда считалось, что детей должно быть как можно больше — столько, сколько Бог даст. Даже была пословица: «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын».

Почему 100−150 лет назад были такие

Реклама
большие семьи?

  • Во-первых, в те времена была высокая детская смертность. По некоторым подсчетам до 15 лет доживали не более 250 детей из 1000 родившихся, причем половина погибших умирала в возрасте до года.
  • Во-вторых, роды в те годы были довольно опасным делом. Смертность составляла 6−7 рожениц из 1000 (в наше время смертность при родах составляет 0.57 на 1000, то есть уменьшилась более чем в 10 раз).
  • В-третьих, сельскохозяйственный труд в те годы был намного менее производителен, и для того, чтобы неработоспособные старики были обихожены, чтобы им хватало еды, нужен был совместный труд семей нескольких сыновей. Именно потому в поговорке говорилось, что три сына — сын
    Реклама
    .
  • И, наконец, в-четвертых, контрацепция в то время была… Ну, ее практически и не было.
Реклама

Прошли десятилетия. Роды стали намного менее опасны для мамочек, а детская смертность уменьшилась на порядки. В настоящее время в первую неделю жизни в мире погибает 4.9 младенца на 1000 родов.

При этом в странах Западной Европы в возрасте до 5 лет погибают до 5 детей из 1000. А в России, большинстве стран Северной и Южной Америки и Азии детская смертность в возрасте до 5 лет ограничена 10 детьми из 1000.

За прошедшие век-полтора общество очень сильно изменилось. Изменились отношения мужчин и женщин, сильно улучшилось здравоохранение. Смертность матерей при родах уменьшилась в 10 раз, во столько же уменьшилась смертность среди новорожденных. Во много раз уменьшилась детская смертность, ушли в прошлое массовые эпидемии инфекционных заболеваний, косившие население некоторых регионов меньше века назад.

Реклама

Однако одновременно в обществе произошли резкие изменения. Женщины стали намного более социально активной частью населения, но при этом стали намного реже рожать.

Существует такой показатель «суммарный коэффициент рождаемости» (СКР) — сколько раз (в среднем) рожает одна женщина.

Реклама

В 1950-е годы в среднем в мире этот показатель был равен 4.97, то есть средняя женщина рожала 5 раз. Но перенаселения не случалось, ведь большая детская смертность просто не позволяла слишком быстро расти народонаселению.

Прошло 70 лет, в настоящее время среднемировой СКР составляет всего 2.42. Притом что в большинстве стран мира он равен 1−2, в некоторых странах Южной и Юго-Восточной Азии и Южной Америка достигает 2−3 и только в целом ряде стран Африки бывает от 3 до 6. Но, как мы знаем, в странах Африки высокая рождаемость нивелируется высокой детской смертностью.

Мы вовсе не вымираем, население мира растет и довольно быстро. Вот только этнический состав постепенно меняется. Европеоидов в нем все меньше, размножаться мы по разным причинам почти перестали. А хорошо это или плохо — покажет время. Уверен, что лет через сто мир очень сильно изменится.

Реклама