Сначала про какие-то проблемы с водопроводной водой говорили как-то вскользь, потом, с середины 1990-х, напор СМИ усилился. Вдруг стало модно на работе наливать чайники не из крана в туалете (фу!), а из красивого пластмассового (как оригинально!) краника на кулере, чтобы питьевая вода была из огромной пластиковой бутылищи (ее у нас окрестили «баррелем», хотя Википедия говорит, что правильно ее назвать «канистрой»).
Повторюсь, в советское время в тех местах, где мне довелось побывать (практически вся Европейская часть СССР), водопроводная вода, хоть и разная по вкусу, была вполне пригодной для питья. А вот потом, в командировке в Италии, я видел, насколько там вода из крана жесткая: после высыхания капли на ее месте оставалось белое пятно. Было страшно пить такую очень жесткую воду, она полностью подходила, наверное, только для мытья рук. И даже мыло в этой воде мылилось не очень хорошо.
Проблему питьевой воды каждый из нас решал по-своему. Один мой знакомый, например, просто покупал питьевую воду целыми упаковками бутылок. Сам он их называл «ведрами» и пил эту воду вместо водопроводной.
Другие, не желая тратить лишние деньги, пытались как-то очистить водопроводную воду. Делали это посредством кипячения. При сильном нагреве часть минералов, находившихся в воде, оседала на стенки кастрюли в виде накипи белого цвета, потом ее приходилось отчищать. Но лучше — на стенках кастрюли, чем камнем в почке. После кипячения вода отстаивалась, появившаяся на поверхности минеральная пленка убиралась фильтрованием.
Очищенная таким образом вода наливалась в пластиковые бутылки и отправлялась в холодильник, где отстаивалась и употреблялась. Почти вся, ведь осадочек в ней все же собирался и сливался в самом конце.
Сказать правду, слишком много воды мы в гостинице не пили: утром на ней варили кофе, днем мы были на работе, где имелись питьевые фонтанчики, обедали и пили в столовой. Если на ужин были макароны или каши по вечерам — их тоже варили на очищенной воде.
В 1995 году, вернувшись домой из долгой командировки, мы увидели совсем другую страну. Среди новых особенностей — обычай ношения с собой бутылочек с питьевой водой, из которых время от времени отхлебывали воду. А в офисах стояли кулеры с большими бутылками питьевой воды.
Была налажена продажа большого количества новых предметов: разные типы кулеров, фильтры для водопроводной воды, одноразовые стаканчики… И, разумеется, производство самой питьевой воды в бутылочках разных размеров — от 100 мл до 18.9 л и более.
Дабы люди все это покупали, в СМИ шла целая агиткампания, циркулировали различные слухи и печатались статьи о вредности водопроводной воды. Журналисты с умным видом выдавали на гора информацию о том, что простая водопроводная вода не слишком-то чистая. И очень осторожно, дабы не быть обвиненными в клевете, писали о возможном нахождении там даже болезнетворных бактерий.
Короче — обычный бизнес-процесс. У населения городов России создавалась новая потребность, на пустом месте возник новый рынок — питьевой воды. В офисе стало считаться приличным наполнять чайники не из водопроводного крана, а из кулера или из огромной бутылки-барреля.
При этом работники Водоканала, выступавшие в СМИ и защищавшие водопроводную воду, по каким-то причинам были крайне косноязычны. Ни в коем случае не нападали на своих конкурентов, напротив, они косвенно подтверждали утверждения СМИ, ссылаясь на плохую водопроводную сеть: мол, это именно она виновата в том, что из крана течет вода плохого качества. А у них на выходе из очистных сооружений — вода, полностью отвечающая всем требованиям стандартов. Но вот потом идут водопроводные трубы, и после них из кранов в жилых домах течет… то, что течет.
Возможно, они тоже были в доле с производителями «питьевой» воды?.. Не берусь точно сказать. Именно таким образом лет 25 назад в РФ сформировался рынок питьевой воды и появились фирмы, бутилирующие в пластиковые емкости различного объема воду якобы из чистейших артезианских источников.
Но надо сказать, чайник, в который сегодня из барреля помпой заливается покупная питьевая вода, дает столько же (если не больше) накипи, как во времена СССР получалось при кипячении «просто водопроводной» воды.
Так что же можно сказать про качество водопроводной воды?
В СССР/России в большинстве городов (а мне довелось поездить по всей стране — от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Архангельска до Ставрополя) водопроводная вода вполне пригодна для питья. Где-то она жестче, где-то мягче, но чистая и не наносящая вреда здоровью.
Наверняка есть места в России, где воду из-под крана лучше не пить, но лично мне такие города неизвестны. А длящаяся уже больше 30 лет кампания информирования населения о низком качестве водопроводной питьевой воды — по сути, просто черный пиар, для того чтобы заставить людей проголосовать рублем за бутилированную питьевую воду.
Однако в офисах страны давно уже сложилась такая ситуация, что наливать чайник из крана в туалете — просто неприлично.