23 февраля в 60-е годы ХХ века назывался День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Это всегда был обычный рабочий день. Наше поколение еще ощущало дыхание большой прошедшей войны и нам было непонятно, почему 23 февраля надо поздравлять только мужчин, ведь в армии служили и женщины, хотя гораздо меньше.
Ритуалы советского времени четко закрепляли гендерные различия.
23 февраля в детских садах и школах девочки поздравляли мальчиков. Мальчики готовили концерт. На головах — пилотки или военные фуражки, оставшиеся от отцов и дедов. Обязательный атрибут — ремень с широкой пряжкой. Мальчишки маршировали, поворачивались по команде, пели бодрую строевую песню. Потом читали стихи, посвященные армии. Девочки были зрителями. Подарков никаких не дарили, кроме добрых слов.
8 марта на детские утренники часто приходили мамы или бабушки. Каждый ребенок готовил для мамы подарок: рисунок карандашами или аппликацию. Песни, стихи были тоже в основном о любви к матери. Воспитатель или учитель спрашивал детей, как они помогают маме в домашних делах. Дети рассказывали, что они подметают пол, ходят за хлебом, выносят мусор.
В более старшем школьном возрасте уроки труда проходили раздельно. Мальчишки столярничали и слесарничали. У девочек было домоводство, которое включало изучение швейного дела и кулинарии. К Женскому дню учительница по труду обычно показывала, как приготовить что-то вкусненькое на большой коллектив. В классе, к слову, было больше 40 учеников.
Часто готовили разные виды домашнего печенья. Девочки приносили из дома необходимые продукты (муку, яйца, сахар, маргарин), делали тесто и выпекали целую гору вкусного лакомства. В праздничный Женский день девчонки приглашали мальчиков на торжественное чаепитие.
Домашним праздником ни 23 февраля ни 8 Марта тогда не считался. Родители отмечали эти события в трудовых коллективах, где командовали профсоюзы. К праздникам давали внеплановые премии.
1966 год ознаменовался появлением еще одного выходного дня. Международный женский день 8 марта был объявлен нерабочим днем. Теперь появилась возможность и дома накрыть праздничный стол. В свой праздничный день женщины стояли у плиты, варили, жарили, пекли. Мужчины носили продукты из погреба и магазина, рубили капусту для пирогов сечкой в деревянном корыте, проворачивали мясо ручной мясорубкой, раскладывали стол, доставали праздничные сервизы, а по окончанию праздника мыли посуду. Дети всем помогали.
Семейный бюджет был ограничен и не позволял делать подарки к каждому событию, кроме дня рождения. Большие семейные покупки часто приурочивали к этим женско-мужским праздникам.
Во взрослом возрасте предстоящие праздники вызывали вечные проблемы по поиску подарков. И если близкому человеку можно было подобрать что-то по душе, то подарки коллегам и знакомым были сплошной головной болью, учитывая товарный дефицит. Хорошо, если в производственном коллективе было примерно поровну мужчин и женщин.
Перед 23 февраля мужчины шутят: «Учтите, как вы нас поздравите, так мы вам и ответим! Хотите получить хорошие подарки, уж постарайтесь!» В результате каждый мужчина получал по записной книжке, а каждая женщина — по три тюльпана.
Еще интереснее, когда в коллективе несколько мужчин и много женщин. Тогда мучительно ломают головы мужчины, а женщины обычно просто кормили в обед принесенными из дома домашними салатами и тортиками.
Там, где мужчин много, а женщин мало, например, на стройке, праздники отмечали сразу оба в один из дней между 23 февраля и 8 марта. Совместное употребление пива с дефицитной воблой хорошо поднимало настроение.
Ритуал празднования мужского, а затем женского дня успешно сохранился до наших дней. После развала Советского Союза 23 февраля превратился в День защитника Отечества и стал нерабочим днем. Теперь по справедливости оба дня выходные. Равенство восторжествовало!