Первым делом — билеты
Отпуска в те времена имели длину 4 недели. Сегодня они, официально, тоже четырехнедельные, но берут их, как правило, дважды по две недели, дабы не было вреда рабочему процессу (а иногда приходится гулять и по неделе или вовсе оставаться без отпуска летом, когда нагрузка особенно высока). Поехать в отпуск в Крым или в Сочи в советское время было некоторым признаком… Ну не элитарности, но явно выше среднего благосостояния человека.
Говорят, были в те времена и люди, ездившие летом на пляжи капстран. Но таких я не знаю, они рядом со мной не обедали и в общественном транспорте не ездили. Один мой коллега съездил в отпуск в Югославию, ее тогда считали «почти капстраной». Обошлась ему та путевка больше 1000 рублей, но, по его словам, «оно того стоило». Основная масса советских граждан ездила на «наши» южные моря. По большей части — на море Черное.
Кто-то ездил «на юга» «дикарем», кто-то предпочитал культурный отдых — у массы предприятий на побережье теплого моря были свои санатории-профилактории. У Министерства обороны (МО), помимо санаториев/профилакториев/пионерлагерей, у Черного моря была еще и сеть турбаз. Причем были принципиальные сторонники как того, так и другого вида отдыха на юге.
Но чтобы добраться до вожделенного Черного моря, надо было до него доехать. Как советские люди это делали? О-о-о-о-о! На самом деле это была песня!
Знаю, что были тогда «блатные» граждане, которые через знакомых легко и просто выписывали себе почти любые билеты, когда им это было необходимо. Но для простых граждан достать билет на нужную дату — это была довольно непростая процедура.
Сначала на работе утверждались сроки отпуска. Это было еще по весне, в феврале-марте. Затем, за 45 суток до начала отпуска, надо было отпроситься с работы и поехать в центральные железнодорожные кассы города (в Ленинграде — на набережной канала Грибоедова), желательно пораньше, чтобы оказаться к открытию в толпе, но у самых дверей.
Заранее надо было разведать, где именно находятся кассы нужного направления — и, как только откроют двери и начнут впускать в помещения касс толпу, бежать к тем самым кассам и становиться в очередь. Паспортов для покупки билета на поезд тогда не надо было предъявлять — только сунуть голову в окошко кассы, когда очередь подойдет, и сказать, сколько билетов на какой поезд/вагон и на какое число ты хочешь купить.
Через 10−20 минут ожидания кассир давала ответ, что такого количества билетов на нужный поезд на нужную дату нет или что они есть (что реже). В общем, цикл покупки билетов для одной семьи часто растягивался (если повезло) минут на 30−40. А иногда на час-полтора. Так что успеть купить и вернуться на работу к обеду — было очень хорошим результатом.
Иногда пол-отгула проходили зря, приходилось уходить без билетов — значит, завтра надо было провернуть ту же самую операцию. Но начальники все понимали и входили в положение, они ведь точно так же покупали билеты на юг.
Примерно такой же цикл был в случае покупки билетов на самолет. Центральные кассы аэрофлота размещались на углу Большой Морской и Невского. Авиабилеты стоили значительно дороже, и до Ейска, где мы семьей проводили летний отпуск, прямых билетов не было, а с маленькими детьми летать — ужас ужасный. На поезде все было намного проще: сел в поезд на Московском вокзале — вышел в Ейске.
В разные курортные места ездили по-разному. В Крым, наравне с поездом, часто летали. В Сочи тоже, бывало, летали, но на поезде было как-то проще. Самый мощный поток отдыхающих лился на юг в курортные города Крыма — Ялту, Севастополь, Алупку, Алушту, Евпаторию, Феодосию… И в «большой Сочи», конгломерат небольших городков на побережье по обе стороны от Сочи — километров на 200 пляжей Черного моря.
На теплом море
Во времена моего раннего детства, в 1960-х, родители, вывозя детей летом на Черное море, сначала попросту летали. Это и быстро, и детские билеты были вдвое дешевле взрослых — и не надо трястись с душном вагоне почти двое суток. Когда в семье появилась машина, «на юга» мы стали ездить на ней, от Москвы это требовало всего одну ночевку на маршруте.
В начале 1960-х в СССР даже агитационные фильмы снимали про отдых дикарями, например «3+2». Увы, увы, прошло всего несколько лет, «дикари» на автомобилях рванули на Черное моле — и пустынные бухточки резко закончились.
Теперь «дикарями» стали называть тех, кто ехал отдыхать на свой страх и риск, купив только билеты туда и обратно, на отдыхе снимая койку/комнату на месте. Им стали противопоставлять «культурных» отдыхающих — тех, кто ездил отдыхать по путевкам.
Отдыхавших дикарем в 70−80 годы хорошо показали в фильме «Будьте моим мужем»
Благо всевозможных санаториев, пансионатов, турбаз для отдыхающих предприятиями и министерствами было настроено — масса. Если с санаториями и пансионатами было сделано просто — приехал к морю и отдыхай, то турбазы — это суррогат активного отдыха.
Из четырех недель путевки одна неделя проводилась на турбазе «далеко» от моря — туристы готовились к походу. Потом неделя — на турпоход к морю, и далее две недели — уже у моря, где никто не мешал загорать/купаться/нырять. Некоторые так даже рыбу ловили, готовили по договоренности с поварами столовой, а потом вся компания это съедала. Должен сказать — было вкусно. Никогда ни до ни после не ел ската-хвостокола.
Распался СССР, малость окрепла Россия. На теплые моря, в Таиланд, на Филиппины, на Канары летают уже очень многие. Огромные массы отдыхают на Эгейском море, в Греции, Турции, на Кипре, в Египте, в Израиле… Но Сочи и Крымское побережье, так называемый ЮБК, по-прежнему востребованы среди основных масс отдыхающих.