Однако, несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации, человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.
Электронный мир удобен и облегчает жизнь. Но представьте, что однажды вы получили по почте настоящее бумажное письмо. С каким трепетом вы бы его открыли, читали и вдыхали особый запах письма. Такую смесь запахов бумаги и чернил, а может, еще и аромата, оставленного писавшим человеком.
Письма хранили, доставали не раз. Перечитывали, чтобы насладиться своими эмоциями, чувствами. Именно этого не хватает в электронных письмах и поздравлениях. В них нет души.
Вот как
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле.
Иногда маленькое письмецо, «где все наруже, все на воле», дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Письмо — частичка человека, частичка истории.
Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории нашей культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей и словно совершаешь «путешествие во времени» — перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого.
Но культура культурой, а многие по сей день хранят письма родных, как это делаю я. Не писателей и художников, не политиков и юристов, не путешественников и философов, а просто своих родных людей. И они не менее важны для нас.
Я с одиннадцати месяцев от роду проживал с бабушкой — профессиональным художником, и дедушкой — учёным-лесоводом. Мама с рассталась с отцом, когда я был ещё маленьким. Вышла повторно замуж и жила с отчимом и братом в другом городе. Бабушка была для меня всем, и всем, что я имею — обязан ей!
После окончания института, я покинул её дом и по распределению был направлен на работу в Ростов-на-Дону. И пошли от бабушки письма… Как же я благодарен нашему времени! Писем было много: одно-два в неделю. Сейчас они лежат в большой зелёной коробке. Перечитываю со слезами. Сколько любви, заботы, юмора!
Вадинька, — пишет бабушка в одном из писем, — я постоянно о вас думаю. В жизни случается много несчастных случаев. Берегите себя и берегите Сереженьку (мой сын, которому тоже досталась любовь бабушки). У меня в течение жизни произошло тридцать восемь случаев, в которых я была на грани жизни и смерти, а может быть, даже ещё больше, но пока вспомнила тридцать восемь! Я тебе их опишу.
И далее бабушка описывает эти тридцать восемь опасных случаев. Как их с сестрой унесла лодка по Днестру без вёсел, как упала с необъезженной лошади, как в 1914 году съела отравленный хлеб, который немцы подбросили в Петербург, и чуть не умерла (многие жители города отравились), как переболела брюшным тифом и, несмотря на нечеловеческие условия, выздоровела. Болела испанкой, цингой, ящуром.
Все тридцать восемь случаев приводить не буду. В конце письма бабушка ещё раз предупредила меня:
Видишь, сколько всего бывает? Еще раз берегите себя! Целую Вас крепко, храни Вас бог! Жду письма, твоя мама-бабушка (я в детстве её называл мамой).
Вспомнив бабушкины письма, понял, что одним из главных достоинств письма, кроме всего прочего, является то, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений и передавать потомкам свои знания о мире.
В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств, приспособлений, с помощью которых можно передавать или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в ХХ веке, а письменность на земле существует уже около трех тысячелетий! Кроме того письменный текст является одной из форм существования языка.
Кажется, старому письму осталось существовать совсем недолго — оно постепенно будет предаваться забвению, станет очередным анахронизмом. Любому современному пацану гораздо проще освоить печать на компьютере, чем выводить каракули на бумаге — ведь для этого достаточно знать алфавит и всё.
Умрёт ли письмо? Не знаю, но всё идёт к этому. Но мне бесконечно жаль наше старое, душевное письмо!